Мустаева Е.Р.
Онтогенетические закономерности развития речи дошкольника
В литературе становлению речевой
функции при нормальном ее развитии уделяется достаточно много внимания. В
монографии А. Н. Гвоздева, в работах Г. Л. Розенгард-Пупко, Д. Б. Эльконина, А.
А. Леонтьева, Н. Х. Швачкина, В. И. Бельтюкова, Бородич А.М., Сохина Ф.А.,
Тихеевой Е.И. и др. подробно описано развитие
речи у детей начиная с самого раннего детства.
1-й год жизни называют периодом
доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью.
Повышенный интерес к человеческой речи в
виде реакции сосредоточения появляется на 4-5-й неделях жизни ребенка, начиная с 6 – 8 недели в ответ на попытку
взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки –
начальное гуление, истинное гуление (или
певучие гуление) появляется на 2-3-месяце: ребенок издает протяжные гласные.
К
5- 6 месяцу появляется лепет - четкие, но еще недостаточно устойчивы звуки,
произносимые в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук А,
среди согласных – П, Б, М, К, Т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию
взрослого и реагирует на тон голоса. Наблюдая за ним, можно отметить, что в
момент произнесения он притормаживает
вокализацию, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в
виде цепочек. Самоподражание в лепете качественно новое приобретение в
психомоторном развитии ребенка.
В 9 месяцев дети демонстрируют понимание
обращенной речи: реагируют на свое имя и
слово «нельзя», воспринимают некоторые словесные инструкции и отвечают на них
действием, ищут спрятанную у них на
глазах игрушку. Для этого возраста характерен активный лепет, состоящий из 4-5
слогов и отдельных слов из одинаковых парных слогов (мама, папа). Ребенок
эхолалично повторяет за взрослым новые слоги,
хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых
фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и
междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами.
К 11-12 месяцам начинает кивать головой
в знак утверждения и качать ею в знак отрицания, дети
используют звуковые сочетания, обозначающие конкретные предметы (машина
– «би-би»)
К году ребенок хорошо произносит простые
по артикуляции звуки: гласные – А, У, И, согласные – П, Б, М, Н, Т, Д, К, Г.
Развитие и становление произношения у
всех детей происходит в разные сроки. Одни произносят большее число звуков и
более отчетливо, а другие – меньше и менее четко. Качество произношения зависит
от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще
только начинает активно функционировать.
Таким образом, на первом году жизни у
ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков.
Одновременно идет активный процесс формирования импрессивной речи. Важным
показателем речевого развития в этом
возрасте является не столько собственно произношение, сколько понимание
обращенной речи.
К
году ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, узнавать
названия многих вещей и картинок, понимать и выполнять 5-10 простых инструкций:
«принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др., активно употреблять в речи
10-12, а иногда и большее количество слов (баба, киса, му и др.)
В процессе речевого развития
вырабатывается фонематический слух.
Фонематический слух выполняет операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический и фонетический слух
совместно составляют речевой слух и осуществляют не только прием и оценку чужой
речи, но и контроль за собственной. Хорошо
развитый фонематический слух в сочетании с полноценной способностью
артикулировать звуки способствует более интенсивному усвоению правильного
произношения. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием
формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до
года (« в период дофонемного развития») ребенок улавливает лишь ритмико-
мелодические структуры, фонемный состав слова не воспринимается.
Непосредственное различение
звуков происходит на втором году жизни. К этому времени слова и звукосочетания
уже становятся средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная
речь: дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского
языка независимо от их артикуляционной четкости произносить звуки Э, Ы, И, твердые согласные у них звучат как мягкие (ТЬ,
ДЬ, СЬ и тд.). Различение звуков на слух формируется в следующей
последовательности:
· гласные -
согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные л-р);
· сонорные –шумные;
· глухие – звонкие;
·
твердые – мягкие.
Одновременно с развитием речевых умений
и навыков происходит быстрое накопление словаря, до 250-300 слов. К 2 годам
ребенок начинает активно и
самостоятельно употреблять в речи простые по структуре существительные (имена, названия игрушек,
одежды, частей тела и т.д.), глаголы
(дай, иди). Присутствие глаголов очень важно для развития речи, потому что
только при их наличии развивается фразовая речь. Дети должны понимать и
употреблять несколько прилагательных. Хотя девочки в среднем начинают говорить
раньше мальчиков, различия между ними стираются в возрасте старше двух лет.
С полутора-двух лет начинается процесс
формирования фразовой речи. Грамматическая связь между словами
отсутствует. Ребенок объединяет слова в
высказывания пользуясь одной и той же аморфной неизменяемой формой, связывая их
только интонацией, общностью ситуации.
К концу второго года жизни речь
становиться основным средством общения, слова приобретают обобщающее значение.
Ребенок должен употреблять простые фразы (пока еще без предлогов, падежных
окончаний, без согласования слов между собой).
В 3 года подвижность артикуляционного
аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме,
ребенок пытается приблизить его к общепринятому, но трудные по артикуляции
звуки заменяет простыми (звук Ц
заменяется звуком ТЬ или СЬ, звуки Ч и Щ – звуками ТЬ и СЬ соответственно,
звуки Л и Р – звуком ЛЬ или Й, шипящие и твердые свистящие – ТЬ, ДЬ), многие
звуки родного языка переставляет, опускает. В этом возрасте четко оформляется
артикуляция губно-зубных звуков: Ф, В и ФЬ, ВЬ.
Фонематическое восприятие хорошо развито: дети почти не смешивают слова,
близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова: характерным является достаточно стойкое
воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов (касянав
(космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара) и т.п).
К 3 годам словарный запас
детей быстро увеличивается, достигая
800-1000слов. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится
сложнее и разнообразнее. Развивается мышление, способность к обобщению. Ребенок
шире пользуется глаголами и прилагательными (обозначает не только размеры
предметов, но называет их цвета, качество, свойства, форму), появляются
местоимения и предлоги.
Возраст 2-3 лет характеризируется
появлением первых форм слов. На этом этапе формирования грамматического строя
речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении:
согласование существительных в именительном падеже единственного числа с
глаголом изъявительного наклонения (матик игает), некоторые формы управления
глаголом (дай кису). Также отмечается расширенные структуры предложения до 3-4
слов (Таня играет кука).
Далее идет этап усвоения системы флексий
для выражения связей слов.
Последовательность усвоения ребенком
грамматических форм определяется
семантической функцией и частотностью использования их в речи окружающих. Общей
тенденцией является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В связи
с этим длительное время наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием
–ов (много ложков, ножов). На этом этапе встречается еще много грамматических
неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного
грамматического значения.
Среди грамматических форм
существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей:
винительного, родительного, творительного. В речи детей наблюдается
дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов
изъявительного наклонения, усваивается изменения по лицам (кроме множественного
лица и числа) разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в
прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода. Словоизменение
прилагательных еще не усвоено, в речи
наблюдается как правильное, так и неправильное их согласование с
существительным, в ряде случаев прилагательное употребляются после
существительных. Во множественном числе правильно употребляются лишь в
именительном падеже. Личные местоимения уже усвоены.
Последовательность появления
словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в
структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно
воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы: прежде
всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных, позже
в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с
приставками и другие более сложные по семантике формы.
В устной речи детей этого возраста появляются некоторые простые
предлоги: в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой
норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.
Постепенно происходит расширение и
усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения,
сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.
Таким образом, в основном усваиваются
многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка
еще не сформирована.
На четвертом году жизни происходит
дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более
координированными. В речи появляются твердые согласные, свистящие и шипящие
звуки. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают
близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее
развитие фонематического восприятия.
Наблюдается достаточно активное становление
фонетической стороны речи, умение воспроизводить различную слоговую структуру и
звуконаполняемость. Так же сохраняются недостатки в произношении слоговой
структуры редко употребляемых слов («сипед» - велосипед, «атабиль» -
автомобиль, «лиценел» - милиционер), перестановки звуков («певрый» - первый),
пропуски согласных звуков при их стечении или добавления лишних гласных
(«мачик» - мальчик, «босой мальчик» - большой мальчик, «корабель» - корабль,
«не зинаю» - не знаю).
К 4 годам словарный запас детей
увеличивается примерно до 2000 слов. Произносимые слова имеют более точное
значение. Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки,
запоминает и рассказывает их.
В этот период совершенствуется
употребление грамматических категорий по типам склонения и спряжения,
усваивается многие единичные формы исключения, значительно сокращается
свободное использование морфологических элементов (словотворчество).
На пятом году жизни у детей
увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей
правильно произносят шипящие звуки, сонорные – Л, Р, РЬ, у некоторых из них
остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, наблюдаются
взаимозамены (в простых словах четко произносят данные группы звуков, а в
сложных и малознакомых – заменяют).
Фонематические процессы
детей пяти лет совершенствуются: они
узнают звук в общем речевом потоке , могут подобрать слово на заданный звук,
различаю повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение
темпа.
Запас слов составляет 2500 – 3000,
уточняется и обогащается их значение. Но наряду с этим, дети еще могут неверно
понимать или использовать слова по аналогии с назначением предметов («поливать
из лейки» - леять, вместо лопатка – «копатка»). Вместе с тем такое образование
слов свидетельствует о том, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его
основе формируется чувство языка. Усваивается согласование прилагательного с
существительным в косвенных падежах, глагольное управление.
В норме к шести годам дети способны
правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой
структуры. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов
и звуков. Исключения составляют отдельные трудные и малознакомые слова
(«экскаватор»).
Хорошо развитый фонематический слух
позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других,
дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
На шестом году в словаре уже
представлены обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и
явлений окружающей действительности.
Произносительная сторона ребенка
седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного
языка, звуковая сторона усваивается полностью, за исключением редких случаев с
шипящими звуками и р (10%), активный словарь увеличивается до 10 – 13 тысяч слов. Ребенок
практически овладевает всей сложной системой грамматики, включая все действующие
в русском языке синтаксические и морфологические закономерности, что в свою
очередь позволяет ему к концу
дошкольного возраста перейти к осознанию грамматических закономерностей при
изучении русского языка в школе.
Формирование произносительной стороны
речи – длительный и непростой процесс, в ходе которого ребенок учится
воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми
органами для ее воспроизводства.
Наиболее сложную форму речевой
деятельности представляет собой связная
речь, которая носит характер последовательного системного развернутого
изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная, осуществляемая в
двух формах - диалоге и монологе.
Связная речь так же может быть
ситуативной, которая связана с
конкретной наглядной ситуацией и не
отражает полностью содержания мысли в речевых формах и контекстной, где содержание
высказывания построено без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Развитие обоих форм связной речи
(диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе развития ребенка и происходит непосредственно вместе с развитием мышления,
деятельности и общения:
· на первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального
общения с взрослым закладываются основы будущей связной речи, на основе
понимания, сначала очень примитивного,
начинает развиваться активная речь детей;
· к началу
второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают
служить обозначениями предметов, постепенно
появляются первые предложения;
· на третьем году жизни быстрыми темпами развивается
понимание обращенной и собственной активной речи, резко возрастает словарный
запас, усложняется структура предложений, дети начинают пользоваться
диалогической формой общения;
· в старшем дошкольном возрасте формируется планирующая функция речи, которая приобретает
форму монологической, контекстной: дети
осваивают разные типы связных высказываний (описание: повествование, отчасти
рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него; усложняется синтаксическая структypa рассказов; увеличивается количество сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Речь ребенка формируется в процессе коммуникации, поэтому
ограничение общения в свою очередь может привести к задержки речевого развития.
Список литературы
1. Гвоздев А.Н. Вопросы
изучения детской речи . – М., 1982.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование
речи у дошкольников. – М., 1985.
3. Жукова Н.Р., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.
– М., 1998.
4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.. 2002.
5. Лалаева Р.И. «Формирование правильной
разговорной речи дошкольников».
Ростов-на-Дону «Феникс» 2004.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста.
Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и
дошкольного возраста). Под ред. Ф.А.
Сохина. – М.. 1981.
8. Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи
у детей дошкольного возраста», -
М.: Просвещение, 1999.
|