Практика
показывает, что далеко не все нуждающиеся в квалифицированной консультации коррекционного
педагога и специального психолога имеют возможность
своевременно пройти диагностику и получить коррекционную помощь. Сотрудниками
кафедры Специальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Башкирский
государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» осуществляется
профессиональная подготовка специалистов по направлениям «Логопедия», «Специальная
психология», «Олигофренопедагогика». Преподаватели кафедры имеют многолетний опыт
практической работы по оказанию консультативной и специальной помощи как лицам
с ограниченными возможностями здоровья, так и специалистам сопровождения
различных коррекционных и реабилитационных учреждений. Педагогический коллектив
кафедры также принимает участие в работе городских, республиканских объединений,
семинарах, конференциях по вопросам обучения, воспитания, коррекции,
социализации данной категории лиц. Необходимость
реализации комплексного подхода к организации специальной помощи детям,
подросткам и взрослым с различными отклонениями в развитии, внедрение в систему
сопровождения инновационных форм и методов работы, обосновывает целесообразность
создания на базе ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы» центра, основными направлениями которого будет
являться диагностика, консультирование и реабилитация лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Цель: оказание
комплексной психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями
здоровья, их родителям и специалистам сопровождения. Задачи:
1) организация комплексного (дефектологического,
логопедического, медицинского, психологического и нейропсихологического) обследования
лиц с ограниченными возможностями здоровья специалистами кафедры Специальной
педагогики и психологии; разработка рекомендаций для родителей и специалистов
сопровождения;
2) оказание компенсаторно-коррекционной
помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
3) профессиональная ориентация лиц с
ограниченными возможностями на основе выявленных в ходе обследования
возможностей, способностей, и направленности личности;
4) профессионализация студентов отделений
«Логопедия», Специальная психология», «Олигофренопедагогика» посредством их включения
в диагностико-консультативную и компенсаторно-коррекционную деятельность
центра:
- организация на базе
центра практических занятий, направленных на формирование умений и навыков
диагностико-консультативной и компенсаторно-коррекционной деятельности
студентов;
- осуществление на базе центра
научно-исследовательской деятельности студентов отделений «Логопедия»,
«Специальная психология», «Олигофренопедагогика» в рамках курсовых и дипломных
проектов;
5)
проведение экспериментальной работы
преподавателями кафедры в рамках диссертационных исследований;
6) реализация задач
научно-исследовательских проектов, ГРАНТов;
7) профессиональное консультирование
специалистов сопровождения специальных (коррекционных) дошкольных и школьных
учреждений, общеобразовательных учреждений, центров психолого-педагогического и
медико-социального сопровождений по вопросам изучения, обучения, воспитания,
коррекции, социализации, реабилитации, абилитации и интеграции лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
8) просвещение, популяризация
дефектологических знаний среди широких слоев населения, формирование
толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
9) участие в деятельности методических
объединений г. Уфа и Республики Башкортостан, семинарах, конференциях с целью
повышения квалификации специалистов, обмена опытом;
10) сотрудничество с кустовыми и
региональным психолого-медико-педагогическими комиссиями Республики
Башкортостан с целью организации взаимопомощи в углубленном
психолого-педагогическом обследовании, в организации деятельности сопровождения
детей с отклонениями в развитии, подростков и взрослых с ограниченными
возможностями здоровья;
Направления
работы:
1) диагностико-консультативное
направление – реализация задач по комплексному
обследованию, изучению структуры дефекта лиц с ограниченными возможностями
здоровья, выявлению потенциальных возможностей по социализации, реабилитации,
абилитации и интеграции, определении направлений воспитания и коррекционного обучения
и разработка рекомендаций для родителей и специалистов сопровождения (уточнение
траектории развития ребенка, путей и средств реабилитации подростком и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья);
2) коррекционно-развивающее
направление – решение задач по планированию и
организации индивидуальных, индивидуально-групповых и групповых занятий по
коррекции и развитию познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой
сферы, коммуникативных навыков и т.д.;
3) учебно-профессиональное
направление – реализация задач профессионализации студентов,
формирования у них практических умений и навыков, профессионально-личностных
качеств в ходе диагностико-консультативной и компенсаторно-коррекционной
деятельности;
4) научно-методическое
направление – решение задач по организации
научно-исследовательской работы, направленной на реализацию задач по ГРАНТовой
деятельности, научных исследований в рамках кандидатских диссертаций, выпускных
квалификационных и курсовых работ студентов отделений «Логопедия», «Специальная
психология», «Олигофренопедагогика»; оказание методической помощи специалистам
сопровождения в вопросах комплексной диагностики и коррекции нарушенного
развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;
5) просветительское
направление – реализация задач по просвещению и
популяризации среди широких слоев населения дефектологических знаний,
устранение информационного дефицита о детях с отклонениями в развитии, лицах с
ограниченными возможностями здоровья с целью формирования в обществе
толерантного отношения к ним. |