Пятница
17.05.2024
09:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для специалистов Г.А. Гаязовой [0]
статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой [4]
статьи для специалистов Р.И. Туктаровой [0]
статьи для специалистов А.Ф. Сайтханова [0]
статьи для специалистов В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой [5]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для специалистов » статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой

Характеристика моторного и когнитивного развития детей четырех лет с моторной алалией

Мустаева Е.Р. Характеристика моторного и когнитивного развития детей четырех лет с моторной алалией // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: Материалы международной научной конференции под общей ред. В.И.Скворцова. - Санкт-Петербург, 2009.

В специальной педагогике и психологии анализируются различные аспекты речевой и познавательной деятельности детей с нарушениями речи [1,3,8,9]. В логопедии первый системный анализ особенностей познавательных процессов у детей с алалией был проведен Р.Е. Левиной (1951). Психолого-педагогическая характеристика особенностей познавательного развития дошкольников с общим недоразвитием речи раскрыта в работах О.Н.Усановой, Т.Н.Синяковой (1982), Л.Э.Царгуш (1987), Л.И.Беляковой, О.Н.Усановой, Ю.Ф.Гаркуши, Э.Л.Фигередо (1991) и др [1,8,9]. Авторами подчеркивалось, что при ОНР в той или иной степени страдают как вербальные, так и невербальные функции.

С помощью комплекса специально подобранных диагностических проб, описанных рядом авторов [2,6,7,10], нами было проведено исследование, в котором приняли участие 120 воспитанников дошкольных образовательных учреждений V вида г. Уфы в возрасте 4 лет. Мы  предположили, что у данной категории детей будет наблюдаться различная степень выраженности нарушений моторных и когнитивных процессов.

С целью представления эмпирических данных в пригодном для интерпретации виде, использовался метод кластерного анализа (по типу k-means), который позволяет объединять объекты в однородные организованные группы на основе попарного сравнения и корреляции предварительно определенных и измеренных критериев. При обработке данных использовался пакет Statistica 6,0 для Windows.

В результате данного анализа нами было выделено 4 группы дошкольников с ОНР II уровня.

В первую группу вошли 14% детей от общего количества испытуемых, у которых общее недоразвитие речи  на фоне моторной алалии сочеталось с недостаточностью развития произвольной моторной и познавательной деятельности. У дошкольников данного кластера при выполнении  пробы на праксис позы пальцев отмечалась  общая моторная неловкость и многочисленные ошибки, частично исправляемые при стимулирующей помощи взрослого, свидетельствующие о нарушениях кинестетической, пространственной организации действий. Вызывали затруднения задания на копирование простых геометрических форм, в результате которых выявлена недостаточная сформированность регуляции произвольной деятельности и конструктивного праксиса. При выполнении корректурной пробы отмечались ошибки оптического типа (смешивание перцептивно близких фигур), количество которых  увеличивалось к концу задания, что говорило о недостаточности концентрации и устойчивости произвольного зрительного внимания, его истощаемости. О снижении слухового вербального внимания свидетельствовали результаты проб на показ по слову наименованию.  Задания, не подкрепляемые зрительной опорой, воспринимались детьми без  интереса и выполнялись с большим трудом. При изучении зрительного гнозиса нами отмечена недостаточная помехоустойчивость зрительного восприятия. При узнавании наложенных и зашумленных изображений хорошо знакомых предметов дошкольники частично справились с заданием только после предварительного обведения контура. В результате исследования слухового гнозиса отмечена недостаточная  устойчивость и произвольность концентрации слухового невербального внимания. Из-за дефектов слухового анализа большинство детей при оценке и воспроизведении ритмических структур не справилось с двигательной организацией акта предъявленного по акустическому образцу. Для данной группы также были характерны некоторые особенности зрительной памяти, ее фрагментарность и малый объем. Дети затруднялись в воспроизведении всего представленного ряда предметных картинок, наблюдались мно­гочисленные импульсивные ошибки при узнавании изображений.  При выполнении задания на запоминание группы слов скорость и объем качественно отличалось от нормы. Несмотря на многократное повторение инструкции, наблюдалось снижение объема запоминания уже после первого предъявления до двух слов, прочность мнестических следов при отсроченном воспроизведении составляла до одного слова. Отмечались многочисленные ошибки привнесения слов, близких по значению. Результаты исследования конструктивного мышления в наглядно-действенном плане (группировка предметов и складывание разрезных картин) показали, что действия испытуемых часто носили импульсивный, хаотичный характер с минимальной речевой активностью. В процессе исследования особенностей мыслительных процессов у детей был отмечен низкий уровень развития аналитико-синтетической деятельности, что в свою очередь отрицательно влияло на процесс установления причинно-следственных связей. Испытуемые затруднялись в самостоятельном  последовательном выкладывании серии сюжетных картин, допускали многочисленные ошибки, не принимали помощь взрослого, не давали логичного, развернутого рассказа.

У детей, составивших вторую группу (25% детей от общего количества) общее недоразвитие речи обнаружено на фоне моторной алалии и преимущественном нарушении произвольности  тонкой моторики рук.  При выполнении пробы на праксис позы пальцев они принимали и выполняли инструкцию, сочетающую вербальное объяснение и невербальный показ. Несмотря на это  были отмечены ошибки в передаче программы двигательного акта (в подборе нужных поз) как ведущей, так и не ведущей рукой с увеличением времени поиска. В процессе сопряженного выполнения задания и проговаривания последовательности выполняемых действий количество ошибок уменьшалось. Выявленные особенности свидетельствуют о несформированности кинестетической организации двигательного акта. При копировании простых геометрических фигур, дети предварительно верно определяли их формы, но  точно передать смогли только круг, квадрат изображали с закругленными углами и не пропорционально расположенными сторонами, треугольник изображался аналогично квадрату. Это свидетельствовало о недостаточности развития конструктивного праксиса и произвольной регуляции  моторики рук.

Третий кластер составили 30% дошкольников от общего количества испытуемых, у которых общее недоразвитие речи было выявлено на фоне моторной алалии с преимущественной недостаточностью слухового гнозиса. При оценке предложенных различной степени сложности ритмических структур дети затруднялись воспроизводить двигательный акт, состоящий из двух различных по силе ударов. Изменяли программу ритмического рисунка, добавляя лишний элемент, путались в передачи ударности. Полученные результаты говорят о нарушениях слухового восприятия и памяти на невербальном уровне. В результате изучения объема слухоречевой памяти на вербальном уровне, при общем снижении скорости запоминания,  большинство дошкольников с помощью наводящих вопросов взрослого смогли воспроизвести по памяти до четырех слов. Результаты других детей были хуже. Они не справились с заданием после первого предъявления, иногда называли первые пришедшие в голову слова. Максимальный результат заучивания в течение трех предъявлений составлял до трех слов. Это свидетельствует о недостаточной устойчивости слухоречевой памяти.

В четвертую группу вошли 31% детей от общего количества испытуемых общее недоразвитие речи на фоне моторной алалии сочеталось с преимущественной недостаточностью перцептивной деятельности. При общей сохранности зрительного узнавания изолированных изображений хорошо знакомых предметов, отмечена недостаточная помехоустойчивость при восприятии их наложенных изображений.  Дошкольники могли опознать предмет только после предварительного показа его изолированного изображения и обведения контура пальцем.  Значительные трудности вызвали упражнения на передачу заданного ритма. Допускались грубые ошибки в передаче как сложного, так и простого ритмического рисунка по акустическому и зрительному образцу: элементы, входящие в состав ритма уподоблялись по частоте и силе удара, отмечались лишние движения по инерции. В процессе выполнения заданий на запоминание представленного ряда предметных картинок отмечена фрагментарность и неустойчивость зрительной памяти. Дети с трудом воспроизводили по памяти названия изображений предметов, допускали  перцептивные и семантические замены,  частично исправляемые при организации внимания детей со стороны взрослого. У большинства дошкольников также был отмечен недостаточный объем слухоречевой памяти. При общем понимании инструкций, наблюдалась низкая продуктивность запоминания (не более трех слов).  Даже при стимулирующей помощи взрослого в виде наводящих вопросов при припоминании слов увеличивался латентный период воспроизведения словесного материала. 

Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, позволяют определить направления и содержание  индивидуально-типологических вариантов логопедического обучения дошкольников с моторной алалией, с целью максимального преодоления вербальных и невербальных нарушений.

Категория: статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой | Добавил: dkclovz (06.11.2010)
Просмотров: 2165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz