Пятница
17.05.2024
09:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для специалистов Г.А. Гаязовой [0]
статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой [4]
статьи для специалистов Р.И. Туктаровой [0]
статьи для специалистов А.Ф. Сайтханова [0]
статьи для специалистов В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой [5]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для специалистов » статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой

Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема

Мустаева Е.Р. Индивидуализация обучения  детей с особыми потребностями как педагогическая проблема // Коррекционная педагогика. - Москва, 2008. -№ 1 (25). - С. 79-81.

Проблема индивидуализации обучения многоаспектна и противоречива в попытках ее разрешения, вызывает крайнюю дискуссионность. Сторонники генетического развития ребенка индивидуальность понимают как генетическую предрасположенность, проявляющуюся в особенностях динамики восприятия, памяти, мышления, воображения и всей когнитивной сферы, т.е. индивидуальность задатков, определяющих развитие определенных способностей. Сторонники социогенеза индивидуальность трактуют как качество воспитанное социальным окружением, обусловленное социальными условиями, обстоятельствами жизни и влияниями среды, формирующими индивидуальность личности и своеобразие черт характера. Таким образом, индивидуальность можно трактовать как специфическую особенность, характерную для каждого индивида и обусловленную генетической предрасположенностью, накладывающей отпечаток на социальный уровень развития, воспитания и обучения ребенка.

В числе важнейших условий развития человечества В.М.Бехтерев считал индивидуальность, как закон общего мирового развития. Б.Г.Ананьев, рассматривая  индивидуальность, под ее структурой понимал первичные свойства индивида, включающие общесоматические и нейродинамические; вторичные свойства: темперамент, потребности и задатки; и человеческую личность с сформированными чертами характера, со своими склонностями и задатками, занимающую определенный статус в обществе. В.С.Мерлин сформулировал принцип индивидуального стиля деятельности, обусловленного многозначностью и взаимозависимостью психического и нейрофизиологического в характеристике интегральной индивидуальности.

Таким образом, реализация  индивидуализированного подхода в процессе  обучения предполагает максимальное развитие всех способностей ребенка с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Индивидуализация обучения детей с проблемами в речевом развитии, с ее психологической точки зрения, должна решать следующие задачи:

1. адаптация процесса коррекционного обучения к индивидуальным  психологическим особенностям ребенка;

2. дифференцированный подбор эффективных средств и методов коррекции;

3. развитие индивидуальных способностей личности.

На сегодняшний момент при разработке моделей образовательного процесса не учитывается индивидуальность ребенка, не прогнозируется степень успешности обучения. Стремление найти эффективные средства педагогической помощи детям с трудностями в обучении привело к обоснованию необходимости дифференциации и индивидуализации обучения, так как дифференцированное обучение в силу своей вариативности позволяет определить более конкретные пути образовательного процесса для каждого индивида. В свою очередь дифференцированное обучение не исключает индивидуализации, а лишь дополняет и обогащает ее.

По периодизации психического развития, предложенной  Д.Б. Элькониным, возрастной этап от 3 до 7 лет является дошкольным детством, на протяжении которого происходит интенсивное созреванием организма и формированием психики ребенка. Именно  этот период характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм  восприятия, мышления и воображения, произвольного внимания и смысловой памяти (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов).

 По данным ряда современный исследователей, изучавших особенности психического развития детей с речевой патологией (Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева и др. рассматривали вопросы формирования восприятия;  Г.С. Гуменная и др. особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова и др.- исследовали процессы внимания; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Эльконин, О.Н. Усанова и др. изучали своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов  исследовал особенности воображения), у детей-логопатов наряду с нарушениями речи, отмечается ряд психологических особенностей.

С целью осуществления индивидуализации в процессе воспитания и обучения необходимо объективно обоснованное, комплексное обследование дошкольников с речевой патологией. Установленные в ходе диагностики личностные психологические особенности детей определяют дифференцированную постановку коррекционных задач, подбор определенных средств и методов воздействия.

Психодиагностика в данном случае должна быть преимущественно направлена не только на выявление картины дефекта, но и, по мнению Л.С. Выготского, на определение компенсаторных возможностей ребенка, т.е. диагностике «внутренней картины здоровья».

Взгляды ряда ученых на дифференцированно-индивидуализированный подход в обучении совпадают (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, М.С. Певзнер и др.) и определяют его как единственный, способный создать все необходимые условия для удовлетворения потребностей и интересов каждого, ориентируясь на максимальное развитие ребенка на данном уровне его возможностей.

Список литературы

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под.ред.Л.А.Бодалева.-Москва: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.-384с.

2.Бехтерев В.М.Избранные работы по социальной психологии.- Москва: Наука, 1994.-398с.

3.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Т.5/Гл. ред. А.В.Запорожец- Москва : Педагогика, 1982.-525с.

4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998.

5.Леонтьев А.А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности. Москва, 1974.

6.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - Москва: Смысл, 1992,-17с.

7.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», 1997. 383с.

8.Мерлин В.С. Очерк интегративного исследования индивидуальности.-Москва: Педагогика, 1986.-256с.

9.Туктарова Р.И. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Уфа-2004.

10.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- Москва, 1999.-131с.

Категория: статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой | Добавил: dkclovz (08.11.2010)
Просмотров: 2106 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz