Пятница
17.05.2024
09:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для специалистов Г.А. Гаязовой [0]
статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой [4]
статьи для специалистов Р.И. Туктаровой [0]
статьи для специалистов А.Ф. Сайтханова [0]
статьи для специалистов В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой [5]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для специалистов » статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой

Обучение дошкольников с задержкой психического развития заучиванию стихотворений

Логопедам и педагогам-дефектологам, работающим с дошкольниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР) хорошо известны те трудности, которые возникают при обучении детей данной категории заучиванию простейшего двустишия – четверостишия. Врожденное чувство ритма, характерное нормально развивающимся дошкольникам и позволяющее с легкостью запоминать довольно длинные стихотворения, страдает у детей с ЗПР. При этом страдает не только запоминание текста стихотворения, но и его интонационные характеристики. Сниженные возможности заучивания стихотворений детьми с ЗПР, с одной стороны, и необходимость их заучивания, вызванные требованиями взрослого, с другой, провоцируют такую стратегию запоминания, когда ребенок запоминает стихотворение по смыслу, нарушая ритмический рисунок, упуская или заменяя одни слова, переставляя местами другие и т.п. Коэффициент полезных действий педагога от усилий, приложенных в работе по обучению детей с ЗПР заучиванию стихотворений крайне низок.

Необходимость и важность заучивания стихотворения с детьми, имеющими ЗПР, бесспорна: этот вид коррекционно-педагогической работы предусмотрен и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, и при автоматизации звуков и формированию слоговой структуры слов в логопедической работе и др. Однако понятно, что дошкольники данной группы нуждаются при заучивании стихотворений в дополнительных техниках, посредством которых можно хотя бы частично снять возникающие трудности, найти средства вспомогательного характера, позволяющие закрепить у детей способность к запоминанию сначала простейших коротких стишков, а затем более длинных стихотворений.

Нам бы хотелось поделиться опытом разработки достаточно успешной, на наш взгляд, техники, основанной на использовании в описываемом виде работы, опорных схем. Данная техника апробирована в одном из дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида г. Уфа Республики Башкортостан. Она предполагает принцип перехода от простого к сложному при заучивания стихотворений, который реализуется в 3 направлениях:

1)     постепенного увеличения длины текста стихотворения – начиная с двустишия и заканчивая стихотворениями из 10 и более сток;

2)     постепенного увеличения количества слов в строке;

3)     поэтапного увеличения сложности опорных схем для заучивания стихотворения – от использования схем  с яркими и образными элементами к использованию схем с ахроматично окрашенными и стилизованными элементами;

4)     постепенного уменьшения количества картинок в схеме, замещение их схематичными элементами (цветными, ахроматичными, контурными прямоугольниками);

5)    постепенного усложнения смысловых характеристик стихотворений – от заучивания стихотворений, в которых отражены ситуации хорошо знакомые дошкольникам по житейскому опыту, к заучиванию стихотворений с образными выражениями.

Опишем типы схем, которые используются при заучивании стихотворений на разных этапах обучения:

1)      схема, в которой одна часть слов изображена в виде картинок, точно отображающих слова в стихотворении, а другая часть слов – в виде цветных прямоугольников (при этом повторяющиеся слова изображены в виде одинаковых картинок и прямоугольников одного цвета);

2)     схема, в которой часть слов изображена в виде стилизованных картинок или картинок-атрибутов (например: слово «машина» изображено в виде руля, слово «кружится – в виде изображения спирали и т.п.»), а часть слов в виде прямоугольников ахроматичных цветов (черный, серый);

3)     схема, в которой часть слов изображена в виде контурных рисунков, другая часть – в виде контурных прямоугольников;

4)      схема, в которой все слова изображены в виде цветных (ахроматичных или контурных) прямоугольников.

Следует отметить, что это весьма условная типология схем, в реальном педагогическом процессе содержание схем определяется возможностями детей, сложностью стихотворения, теми возможностями, которое оно дает для использования тех или иных характеристик схемы и др. Используются и схемы, в которых совмещены компоненты двух (иногда даже всех трех) описанных выше типов, например картинки-атрибуты сочетаются с цветными или контурными прямоугольниками, замещающими слова и т.п.

Процесс обучения включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.

1.     Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.

2.      Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).

3.     Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.

4.     Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.

5.     Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.

6.     Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).

7.     Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.

Приведем фрагменты занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе дошкольников шестилетнего возраста с ЗПР, на которых реализуется задача по обучению детей заучиванию стихотворений посредством опорных схем различного уровня сложности.

Заучивание стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет»

Педагог демонстрирует дошкольникам куклу-девочку, обращая их внимание на то, что «Таня грустная, она плачет». Далее педагог предлагает дошкольникам узнать, почему Таня грустит и читает стихотворение.

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мяч.

При заучивании используется опорная схема, на которой слова «наша», «громко», «уронила», «тише», «плач», «утонет» изображены в виде цветных прямоугольников (предлоги в схеме не отражаются), а слова «Таня», «плачет», «речку», «мячик», «Танечка», «речке», «мяч» представлены в виде предметных картинок. На рис. 1 показан вариант схемы для заучивания данного стихотворения.

Затем педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, на которые дошкольники отвечают с опорой на схему:

1.     Кто громко плачет?

2.     Что уронила в речку Таня?

3.     Как мы можем успокоить Танечку? Что ей надо сказать?

После этого педагог еще раз читает стихотворение и предлагает дошкольникам рассказать стихотворение Тане. В процессе совместного чтения стихотворения педагог начинает строку, а дети заполняют паузы, называя картинки на схеме. Затем активность детей при чтении стихотворения увеличивается: прочитать стихотворение предлагают самостоятельно наиболее сильным дошкольникам, а в конце занятия повторяют его хором.

Заучивание стихотворения А. Усачева о профессиях

Педагог выставляет на демонстрационное полотно схему для заучивания стихотворения и говорит, что Миша (указывает на куклу-мальчика) просит их выучить стихотворение о мужских профессиях. Затем педагог читает стихотворение, указывая на элементы схемы.

Ведет шофер машину –

И в дождь, и в снег ведет.

А капитан – корабль,

А летчик – самолет.

И космонавт с задачей

Столкнется непростой,

Когда ведет корабль

В космический простор.

Схема для заучивания стихотворения о профессиях, в которой слова «шофер», «машина», «дождь»,  «снег», «капитан», «корабль», «летчик», «самолет», «космонавт», «космический корабль» изображены в виде реалистичных и картинок-атрибутов (машина – руль, корабль – якорь и т.п.), а остальные слова – в виде цветных прямоугольников.

Затем педагог задает вопросы по содержанию стихотворения:

1.     Кто ведет машину?

2.     Какая бывает погода на улице, когда шофер едет на машине?

3.     А что ведет капитан?

4.     А кто ведет космический корабль?

Если дети не могут ответить на вопросы, педагог указывает на соответствующие картинки схемы.

Затем педагог предлагает детям заучить стихотворение, начинает строку, а дети заполняют паузы называние картинок на схеме. В третий раз активность детей при чтении стихотворения увеличивается, прочитать стихотворение предлагают самостоятельно наиболее сильным дошкольникам.

 Заучивание стихотворения С. Михалкова о зиме

Педагог проводит с дошкольниками беседу о зиме, а затем говорит, что к ним в гости прилетела птичка-синичка (демонстрируется соответствующая игрушка) и читает стихотворение, используя схему (указывая на соответствующие элементы схемы в процессе чтения).

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички;

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег – упал мороз!

При заучивании стихотворения используется схема, в которой слова «снег», «зверь» (неопределенный силуэт животного), птица (неопределенный силуэт птицы), «человек» (реалистичная картинка с изображением человека), «синички» (реалистичные картинки с изображением синичек), «птички» (неопределенные силуэты летящих птиц) изображены в идее картинок, остальные слова – в виде цветных полосок.

Затем педагог говорит, что будет задавать вопросы по стихотворению и после этой установки читает стихотворение еще раз.

Далее задаются вопросы, при этом педагог снова использует подсказывающие указания на темы или иные элементы схемы:

1.     О чем это стихотворение?

2.     Что делает снег?

3.     Кто рад снегу?

4.     Какие синички? Кто мерзнет на морозе?

5.     Что выпало зимой на землю?

После этого педагог читает стихотворение заново, а дети называют слова, которые изображены на схеме посредством картинок.

Далее педагог читает стихотворение с отдельными детьми, оказывая им разную степень помощи в зависимости от возможностей ребенка. Повторение стихотворения предусматривается на последующих занятиях в процессе индивидуальных занятий воспитателя с детьми и домашних занятий родителей с детьми.

           Заучивание стихотворения В. Глушенко «Грядка».

Педагог говорит: «На огороде работают не только взрослые, им могут помогать дети. Вот и Настя (указывает на куклу-девочку) помогала папе и маме сажать овощи. Что делала Настя на огороде?».

Далее педагог от имени куклы Насти с опорой на схему читает стихотворение:

Я давно весну ждала,

У меня свои дела:

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку

И пойду вскопаю грядку.

Посажу на ней редиску и морковку,

А с боков будут кустики бобов.

Схема для заучивания стихотворения «Грядка», на которой слова изображены в виде контурных прямоугольников.

Далее педагог задает дошкольникам вопросы по содержанию стихотворения, а дошкольники отвечают с опорой на схему. Вопросы могут быть следующими:

1.     Чего ждала Настя?

2.     Почему Настя ждала весну?

3.     Что мама отвела Насте на огороде?

4.     Что взяла Настя, чтобы вскопать грядку?

5.     Что посадит Настя на грядке?

После ответов на вопросы педагог еще раз читает стихотворение, после чего предлагает помочь ему выучить Настино стихотворение. При этом педагог начинает строку, а дошкольники ее заканчивают. После этого можно предложить некоторым дошкольникам рассказать Насте ее стихотворение «Грядка».

Описанная техника не является единственным способом обучения дошкольников с ЗПР заучиванию стихотворений, используется наряду с традиционными способами. Как мы полагаем, данная техника может использоваться в работе и с другими категориями дошкольников, имеющих недостаточность вербальной памяти, например, с детьми, имеющими нарушения речи.

Категория: статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой | Добавил: dkclovz (11.11.2010)
Просмотров: 4169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz