Пятница
17.05.2024
09:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для специалистов Г.А. Гаязовой [0]
статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой [4]
статьи для специалистов Р.И. Туктаровой [0]
статьи для специалистов А.Ф. Сайтханова [0]
статьи для специалистов В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой [5]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для специалистов » статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой

К вопросу о требованиях к составлению психокоррекционных программ

Сегодня существует достаточно много психокоррекционных программ, как в области психологической помощи нормально развивающимся детям, так и в сфере психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Психокоррекционные программы, реализуемые в образовательном учреждении, имеют парциальный характер и должны быть согласованы с основной программой обучения и воспитания. При этом они имеют собственную теоретико-методологическую основу, формы и методы воздействия, планирование психокоррекционной работы. Различные авторы, как в возрастной, так и в специальной психологии, предлагают свои подходы требования к разработке психокоррекционных программ (А.К. Болотова и И.В. Макарова [1], И.В. Дубровина [3], И.И. Мамайчук [2], О.В. Хухлаева [4] и др.). При этом отмечаются общие тенденции в разработке данных программ, а именно:

1)            психокоррекционое воздействие должно опираться на принципы психолого-педагогической коррекции;

2)            психокоррекционная программа должна носить развивающий характер и основываться на знания об особенностях детей, на которых направляется воздействие; знание об этих особенностях добываются в посредством психолого-педагогической диагностики;

3)            психокоррекционая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и педагога (воспитателя, учителя);

4)            психокоррекционная работа должна проходить в рамках ведущей деятельности ребенка;

5)            специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа образовательного учреж­дения;

6)            и др.

Интегрировав имеющиеся в нашем распоряжении материалы, отражающие взгляды и опыт различных исследователей и авторов психокоррекционных программ, мы разработали методические рекомендации к разработке программ, в отношении детей, имеющих отклонения в развитии.

Программа психологической коррекции для данной группы детей, по нашему мнению, должна включать следующие составляющие:

1.      Пояснительная записка, в которой отражается актуальность данной программы для развития, образования, воспитания, социализации детей, категорию детей, на которых рассчитана данное воздействие, в каких условиях будет реализовываться программа, сроки реализации программы, частота занятий и т.д.

2.      Цель – формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог-психолог.

3.      Задачи – частные цели, формулируются в соответствии с основной целью, при этом они могут быть объединены в три группы задач:

-          коррекционно-развивающие – направлены непосредственно на устранение недостатков, развитие психических процессов, функций;

-          коррекционно-образовательные – предполагают формирование знаний, расширение кругозора;

-          коррекционно-воспитательные – направлены на формирование личностных качеств.

3.      Вид психокоррекционной программы и обоснование выбора данного вида для решения задач психокоррекцонного воздействия (симптоматическая или каузальная, директивная или недирективная и т.п.).

4.      Основная психотерапевтическая концепция (концепции) в рамках которой осуществляется коррекция (гуманистическиориентированная, бихевиоральноориентированная и т.п.).

5.      Принципы психологической коррекции – представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории, положения).

6.      Направления (блоки) коррекционного воздействия – здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2-4 направления).

7.      Этапы психолого-педагогической коррекции – отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.

8.      Методы и приемы коррекции (психокоррекционные техники) – способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.

9.      Средства воздействия – технические (компьютерные), информационные, вспомогательные, демонстрационно-иллюстративные и т.п. Например, какой дидактический материал будет использоваться (объемные предметы, наглядный и раздаточный материал и т.п.).

10.  Планирование психологической коррекции – данная часть программы предполагает планирование коррекционно-развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма:

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Цель занятия

Примерные упражнения

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 Конспекты коррекционно-развивающих занятий должны быть приложены к психокоррекционной программе, цели, задачи, упражнения и техники, предусмотренные в конспектах занятий не должны рассогласовываться с содержанием психокоррекционной программы.

Предложенная структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться, сокращаться, модифицироваться в зависимости от психокоррекционных задач, условий психокоррекции и др.

Рекомендуемая литература

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.

  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вох­мянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

Категория: статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой | Добавил: dkclovz (11.11.2010)
Просмотров: 5629 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz