Сегодня
существует достаточно много психокоррекционных программ, как в области психологической
помощи нормально развивающимся детям, так и в сфере психологического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Психокоррекционные
программы, реализуемые в образовательном учреждении, имеют парциальный характер
и должны быть согласованы с основной программой обучения и воспитания. При этом
они имеют собственную теоретико-методологическую основу, формы и методы
воздействия, планирование психокоррекционной работы. Различные авторы, как в
возрастной, так и в специальной психологии, предлагают свои подходы требования
к разработке психокоррекционных программ (А.К. Болотова и И.В. Макарова [1],
И.В. Дубровина [3], И.И. Мамайчук [2], О.В. Хухлаева [4] и
др.). При этом отмечаются
общие тенденции в разработке данных программ, а именно:
1)
психокоррекционое воздействие должно опираться на
принципы психолого-педагогической коррекции;
2)
психокоррекционная программа должна носить развивающий
характер и основываться на знания об особенностях детей, на которых
направляется воздействие; знание об этих особенностях добываются в посредством
психолого-педагогической диагностики;
3)
психокоррекционая программа разрабатывается и
осуществляется в совместной деятельности педагога-психолога образовательного
учреждения и педагога (воспитателя, учителя);
4)
психокоррекционная работа должна проходить в рамках
ведущей деятельности ребенка;
5)
специфика конкретных задач и формы проведения
коррекционной работы зависят от типа образовательного учреждения;
6)
и др.
Интегрировав имеющиеся в нашем распоряжении
материалы, отражающие взгляды и опыт различных исследователей и авторов
психокоррекционных программ, мы разработали методические рекомендации к
разработке программ, в отношении детей, имеющих отклонения в развитии.
Программа психологической коррекции для
данной группы детей, по нашему мнению, должна включать следующие составляющие:
1.
Пояснительная
записка, в которой отражается актуальность данной программы для развития, образования,
воспитания, социализации детей, категорию детей, на которых рассчитана данное
воздействие, в каких условиях будет реализовываться программа, сроки реализации
программы, частота занятий и т.д.
2.
Цель – формулируется в зависимости от того, на
какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов,
состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого
результата планирует достичь педагог-психолог.
3.
Задачи – частные цели, формулируются в соответствии
с основной целью, при этом они могут быть объединены в три группы задач:
-
коррекционно-развивающие – направлены непосредственно
на устранение недостатков, развитие психических процессов, функций;
-
коррекционно-образовательные – предполагают
формирование знаний, расширение кругозора;
-
коррекционно-воспитательные – направлены на
формирование личностных качеств.
3.
Вид психокоррекционной программы и обоснование
выбора данного вида для решения задач психокоррекцонного воздействия
(симптоматическая или каузальная, директивная или недирективная и т.п.).
4.
Основная психотерапевтическая концепция
(концепции) в рамках которой осуществляется коррекция
(гуманистическиориентированная, бихевиоральноориентированная и т.п.).
5.
Принципы психологической коррекции –
представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное
воздействие. При формулировке принципов используются теоретико-методологические
подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории,
положения).
6.
Направления (блоки) коррекционного воздействия –
здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности
детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2-4 направления).
7.
Этапы психолого-педагогической коррекции – отражают динамику психокоррекционного
процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те
или иные задачи.
8.
Методы и приемы коррекции (психокоррекционные
техники) – способы воздействия, которые предполагается использовать при
коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.
9.
Средства воздействия – технические
(компьютерные), информационные, вспомогательные, демонстрационно-иллюстративные
и т.п. Например, какой дидактический материал будет использоваться
(объемные предметы, наглядный и раздаточный материал и т.п.).
10. Планирование
психологической коррекции – данная часть программы предполагает
планирование коррекционно-развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма:
№
занятия
|
Дата
проведения
|
Тема
занятия
|
Цель
занятия
|
Примерные
упражнения
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
Конспекты
коррекционно-развивающих занятий должны быть приложены к психокоррекционной
программе, цели, задачи, упражнения и техники, предусмотренные в конспектах
занятий не должны рассогласовываться с содержанием психокоррекционной
программы.
Предложенная
структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться,
сокращаться, модифицироваться в зависимости от психокоррекционных задач, условий
психокоррекции и др.
Рекомендуемая литература
Мамайчук И.И. Психокоррекционные
технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /
И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина;
Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия»,
1998. -160 с. Хухлаева О.
В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. –
М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
|