Проблема социального интеллекта впервые начала
рассматриваться в трудах зарубежных психологов в начале XX века (Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор,
Г. Олпорт, Э. Торндайк,
Р. Селман и др.). С самого начала исследования социального интеллекта как
психологического феномена к его определению не существовало единого подхода [5].
В России проблема социального интеллекта стала
рассматриваться сравнительно недавно – с 90-х гг. ХХ века. Работы российских
исследователей затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в
аспекте коммуникативной компетентности, описывают функции и структуру
социального интеллекта (М.И. Бобнева [2], Ю.И. Емельянов [3],
О.Б. Чеснокова [7] др.).
При всем многообразии подходов к трактовке социального
интеллекта следует отметить, что он рассматривается многими исследователями как
способ (или даже гарантия) успешной адаптации к ситуации общения и
взаимодействия, а, следовательно, как один из механизмов социализации личности.
С этой точки зрения, категория социального интеллекта является актуальной для
психологии детей с отклоняющимся развитием.
В отечественной специальной психологии имеется ряд
исследований, посвященных изучению социального интеллекта у детей с
отклонениями в развитии (О.К. Агавелян [1], Н.Л. Коновалова [4],
Н.А. Першина [6] и др.). Данные исследования касаются в основном
такой категории детей с отклоняющимся развитием, как дети с интеллектуальными
нарушениями.
Необходимость изучения социального интеллекта детей с
отклонениями в развитии как адаптивного и компенсаторного механизма очевидна,
однако эта необходимость не обеспечивается соответствующим методическим
сопровождением. В наше время специальная психология испытывает острый дефицит в
диагностическом инструментарии для изучения личности детей с отклоняющимся
развитием, в том числе, и для исследования такой интегральной особенности
психики, как социальный интеллект.
Мы предприняли попытку разработки одной из методик указанной
направленности. Методика изучения способности детей дошкольного и младшего
школьного возраста к распознаванию
эмоциональных состояний разработана Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой и
предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стимульный
материал представлен 3 группами материалов:
1) 6 портретных картинок с изображением определенного
эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4)
страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для
девочек);
2) 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают
определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше
эмоциональных состояний);
3) 12 рассказов к сюжетным картинкам.
Методика
включает две серии. Задача в первой серии
– категоризация эмоциональных состояний на портретных картинках (первая группа
стимульного материала). Вторая серия
представляет собой задание на использование эталона эмоции в процессе распознавания
эмоционального состояния на сюжетной картинке при чтении рассказа и нахождение
данного состояния среди портретных картинок (вторая и третья группы стимульного
материала). На качественном уровне можно выделить следующие уровни успешности
распознавания эмоциональных состояний ребенком:
Высокий
уровень – правильно распознает и
называет эмоциональное состояние персонажей и в первой, и во второй сериях, дает
интерпретацию причин состояния, способен к дифференциации близких переживаний.
Средний уровень – способен к распознаванию и называнию эмоционального состояния
персонажа картинки, однако не склонен к выделению причин состояния, при
распознавании ориентируется не только на свой опыт, но и на экспрессию персонажей
– выражение лица, позы.
Уровень ниже
среднего – способен к распознаванию
основных и ярко выраженных эмоциональных состояний (радость, злость, грусть,
страх), однако может не дифференцировать близкие по характеру и экспрессивным
особенностям состояния, испытывает затруднения в распознавании малопредставленных
в его опыте переживаний (удивление и спокойствие), испытывает трудности в
речевом опосредовании распознанных эмоций.
Низкий
уровень – испытывает значительные
затруднения, как в распознавании, так и назывании эмоциональных состояний
персонажей, часто не понимает ситуации, изображенной на картинке вплоть до
полного непринятия диагностической задачи.
Проведенное нами исследование, в котором приняло
участие 42 ребенка дошкольного и младшего школьного возраста показало различия
уровня успешности в распознавании эмоциональных состояний человека как между
нормально развивающимися детьми и детьми, имеющими отклонения в развитии, так и
внутри группы детей с отклоняющимся развитием.
Нормально
развивающиеся дети точнее определяют
эмоции, переживаемые людьми, чем дети с отклонениями в развитии. Они склонны не
только правильно называть эмоциональные состояния персонажей, но и интерпретировать
их с использованием примеров из собственной жизни, из художественных произведений.
При этом дети опираются как на изображенное на картинке событие, экспрессивные
характеристики персонажей, так и на текст рассказа. Дети склонны рассуждать и
прогнозировать развитие событий в связи с поведением персонажей, а также
называть причины, которые привели к событию и эмоциональному состоянию. Дети
проявляют в основном высокий уровень успешности распознавания эмоциональных
состояний человека.
Дети с задержкой
психического развития (ЗПР) могут определять эмоции, обладающие яркой
экспрессией, дифференцировать резко отличающиеся состояния, однако затрудняются
в назывании эмоций, близких по проявлениям или без яркой экспрессии. Эмоциональные
проявления сверстников детям более понятны, чем те же проявления взрослых. В
целом, дети данной группы показывают средний уровень и уровень ниже среднего в
способности распознавать эмоциональные состояния и отстают от своих нормально развивающихся
сверстников в уровне выполнения заданий обеих серий, хотя успешнее справляются
с заданиями второй серии, чем первой.
У детей с
умственной отсталостью при выполнении задания первой серии наблюдаются
подмены одного эмоционального состояния другим. Вторая серия методики также
вызывает затруднения. У детей с умственной отсталостью наблюдается такая же тенденция
в уровне выполнения заданий по двум сериям, что и у детей с ЗПР: большая
успешность при выполнении второй серии, чем первой, способность к определению
состояний персонажей-детей выше, чем персонажей-взрослых. Дети с умственной
показывают уровень ниже среднего и низкий уровень развития способности к
распознаванию эмоций.
Дети с общим
недоразвитием речи проявляют интерес
к заданию, однако это не всегда обеспечивает эффективность его выполнения.
Когда задание выполняется на невербальном уровне, то дети данной категории
допускают мало ошибок, а при обозначении некоторых эмоций проявляются неточности:
эмоции называются приблизительно, при этом чаще используются глаголы, чем
существительные. Интерес к заданию и эффективность его выполнения снижается по
мере продления его выполнения: сюжетные картинки не всегда правильно
сопоставляются с портретными, высказывания преимущественно односложные или
представлены нераспространенными предложениями. В целом можно говорить о том,
что дети данной группы отстают от своих нормально развивающихся сверстников в
уровне развития способности к распознаванию
эмоций, показывая средний уровень и уровень ниже среднего, хотя более успешно
справляются с заданиями первой серии, чем второй.
Список использованных источников
1.
Агавелян О.К.
Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск:
Издатель Татьяна Лурье. – 1999. – 356 с.
2.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Прогресс, 1978. – 292 с.
3.
Емельянов Ю.Н.
Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. – 265 с.
4.
Коновалова Н.Л.
Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении
школьников. - СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та. 2000. – 232 с.
5.
Лунева О. В.
История исследования социального интеллекта (начало) // Знание. Понимание.
Умение. - 2008. - № 4. – С. 177-182.
6.
Першина Н.А.
Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления
тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно отсталых
детей //Автореферат дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: УрГПУ, 1999. - 19 с.
7.
Чеснокова О.Б.
Возрастной поход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы
психологии. – 2005. - № 5. -С. 33-44.
|