Пятница
17.05.2024
05:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для специалистов Г.А. Гаязовой [0]
статьи для специалистов Е.Р. Мустаевой [4]
статьи для специалистов Р.И. Туктаровой [0]
статьи для специалистов А.Ф. Сайтханова [0]
статьи для специалистов В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой [5]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для специалистов » статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой

Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии

Проблема социального интеллекта впервые начала рассматриваться в трудах зарубежных психологов в начале XX века (Д. Векслер, Дж. Гилфорд, НКэнтор, Г. Олпорт, Э. Торндайк, Р. Селман и др.). С самого начала исследования социального интеллекта как психологического феномена к его определению не существовало единого подхода [5].

В России проблема социального интеллекта стала рассматриваться сравнительно недавно – с 90-х гг. ХХ века. Работы российских исследователей затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности, описывают функции и структуру социального интеллекта (М.И. Бобнева [2], Ю.И. Емельянов [3], О.Б. Чеснокова [7] др.).

При всем многообразии подходов к трактовке социального интеллекта следует отметить, что он рассматривается многими исследователями как способ (или даже гарантия) успешной адаптации к ситуации общения и взаимодействия, а, следовательно, как один из механизмов социализации личности. С этой точки зрения, категория социального интеллекта является актуальной для психологии детей с отклоняющимся развитием.

В отечественной специальной психологии имеется ряд исследований, посвященных изучению социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии (О.К. Агавелян [1], Н.Л. Коновалова [4], Н.А. Першина [6] и др.). Данные исследования касаются в основном такой категории детей с отклоняющимся развитием, как дети с интеллектуальными нарушениями.

Необходимость изучения социального интеллекта детей с отклонениями в развитии как адаптивного и компенсаторного механизма очевидна, однако эта необходимость не обеспечивается соответствующим методическим сопровождением. В наше время специальная психология испытывает острый дефицит в диагностическом инструментарии для изучения личности детей с отклоняющимся развитием, в том числе, и для исследования такой интегральной особенности психики, как социальный интеллект.

Мы предприняли попытку разработки одной из методик указанной направленности. Методика изучения способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к  распознаванию эмоциональных состояний разработана Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой и предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стимульный материал представлен 3 группами материалов:

1)    6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек);

2)    12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний);

3)    12 рассказов к сюжетным картинкам.

 Методика включает две серии. Задача в первой серии – категоризация эмоциональных состояний на портретных картинках (первая группа стимульного материала). Вторая серия представляет собой задание на использование эталона эмоции в процессе распознавания эмоционального состояния на сюжетной картинке при чтении рассказа и нахождение данного состояния среди портретных картинок (вторая и третья группы стимульного материала). На качественном уровне можно выделить следующие уровни успешности распознавания эмоциональных состояний ребенком:

Высокий уровень – правильно распознает и называет эмоциональное состояние персонажей и в первой, и во второй сериях, дает интерпретацию причин состояния, способен к дифференциации близких переживаний.

Средний  уровень – способен к распознаванию и называнию эмоционального состояния персонажа картинки, однако не склонен к выделению причин состояния, при распознавании ориентируется не только на свой опыт, но и на экспрессию персонажей – выражение лица, позы.

Уровень ниже среднего – способен к распознаванию основных и ярко выраженных эмоциональных состояний (радость, злость, грусть, страх), однако может не дифференцировать близкие по характеру и экспрессивным особенностям состояния, испытывает затруднения в распознавании малопредставленных в его опыте переживаний (удивление и спокойствие), испытывает трудности в речевом опосредовании распознанных эмоций.

Низкий уровень – испытывает значительные затруднения, как в распознавании, так и назывании эмоциональных состояний персонажей, часто не понимает ситуации, изображенной на картинке вплоть до полного непринятия диагностической задачи.

Проведенное нами исследование, в котором приняло участие 42 ребенка дошкольного и младшего школьного возраста показало различия уровня успешности в распознавании эмоциональных состояний человека как между нормально развивающимися детьми и детьми, имеющими отклонения в развитии, так и внутри группы детей с отклоняющимся развитием.

Нормально развивающиеся дети точнее определяют эмоции, переживаемые людьми, чем дети с отклонениями в развитии. Они склонны не только правильно называть эмоциональные состояния персонажей, но и интерпретировать их с использованием примеров из собственной жизни, из художественных произведений. При этом дети опираются как на изображенное на картинке событие, экспрессивные характеристики персонажей, так и на текст рассказа. Дети склонны рассуждать и прогнозировать развитие событий в связи с поведением персонажей, а также называть причины, которые привели к событию и эмоциональному состоянию. Дети проявляют в основном высокий уровень успешности распознавания эмоциональных состояний человека.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут определять эмоции, обладающие яркой экспрессией, дифференцировать резко отличающиеся состояния, однако затрудняются в назывании эмоций, близких по проявлениям или без яркой экспрессии. Эмоциональные проявления сверстников детям более понятны, чем те же проявления взрослых. В целом, дети данной группы показывают средний уровень и уровень ниже среднего в способности распознавать эмоциональные состояния и отстают от своих нормально развивающихся сверстников в уровне выполнения заданий обеих серий, хотя успешнее справляются с заданиями второй серии, чем первой.

У детей с умственной отсталостью при выполнении задания первой серии наблюдаются подмены одного эмоционального состояния другим. Вторая серия методики также вызывает затруднения. У детей с умственной отсталостью наблюдается такая же тенденция в уровне выполнения заданий по двум сериям, что и у детей с ЗПР: большая успешность при выполнении второй серии, чем первой, способность к определению состояний персонажей-детей выше, чем персонажей-взрослых. Дети с умственной показывают уровень ниже среднего и низкий уровень развития способности к распознаванию эмоций.

Дети с общим недоразвитием речи проявляют интерес к заданию, однако это не всегда обеспечивает эффективность его выполнения. Когда задание выполняется на невербальном уровне, то дети данной категории допускают мало ошибок, а при обозначении некоторых эмоций проявляются неточности: эмоции называются приблизительно, при этом чаще используются глаголы, чем существительные. Интерес к заданию и эффективность его выполнения снижается по мере продления его выполнения: сюжетные картинки не всегда правильно сопоставляются с портретными, высказывания преимущественно односложные или представлены нераспространенными предложениями. В целом можно говорить о том, что дети данной группы отстают от своих нормально развивающихся сверстников в уровне  развития способности к распознаванию эмоций, показывая средний уровень и уровень ниже среднего, хотя более успешно справляются с заданиями первой серии, чем второй.

 

Список использованных источников

1.           Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск: Издатель Татьяна Лурье. – 1999. – 356 с.

2.           Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Прогресс, 1978. – 292 с.

3.           Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. – 265 с.

4.           Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та. 2000. – 232 с.

5.           Лунева О. В. История исследования социального интеллекта (начало) // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. – С. 177-182.

6.           Першина Н.А. Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно отсталых детей //Автореферат дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: УрГПУ, 1999. - 19 с.

7.           Чеснокова О.Б. Возрастной поход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. – 2005. - № 5. -С. 33-44.

Категория: статьи для специалистов Л.Ф. Фатиховой | Добавил: dkclovz (11.11.2010)
Просмотров: 3762 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz