Пятница
17.05.2024
09:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для родителей Г.А. Гаязовой [1]
статьи для родителей Е.Р. Мустаевой [2]
статьи для родителей Р.И. Туктаровой [1]
статьи для родителей А.Ф. Сайтханова [1]
статьи для родителей В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для родителей Л.Ф. Фатиховой [4]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для родителей » статьи для родителей Р.И. Туктаровой

Заикание... Что это такое?

Проблема взаимоотношений полушарий мозга, как выясняется в последнее время, имеет отношение к одному из самых загадочных и трудноустранимых речевых расстройств — заиканию.

Испуги

Наверное, не найдется человека, который бы не встречал в своей жизни заикающегося. Все знают, что заикающиеся запинаются, застревают на отдельных звуках, словах, мучительно переживая неспособность высказаться. Это внешняя сторона заикания. А что внутри? Почему возникает недуг, который нередко меняет судьбу человека? Ведь из-за заикания некоторые люди не решаются осуществить свои мечты, «откликнуться» на призвание, не осмеливаются объясниться в любви. Иначе говоря, нарушение речи у заикающегося приводит к развитию комплекса неполноценности.

Так почему же все-таки дети начинают заикаться? Именно дети, потому что в подавляющем большинстве случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 6—7 лет.

Нет единства во взглядах на причины и сущность заикания. Наиболее распространено мнение, что заикание — это невроз. Его даже называют часто логоневрозом. Основным фактором, вызывающим его, наиболее часто считают испуг. И действительно, сами заикающиеся, а также их родители сообщают, что запинки возникли непосредственно после испуга. При этом чаще всего источником испуга являются собаки. Часто дети пугаются и других животных, например, коров, коз. Затем — пьяных, драк взрослых, особенно родителей, страшных сказочных персонажей, грозы и — злых воспитателей, которые пугают страшными наказаниями, а иногда и выполняют свои угрозы.

Да, испуг, несомненно, часто присутствует в возникновении заикания. Но..., вот тут-то всплывает это коварное «но». Сколько детей пугается чего-нибудь, да еще как, а заикаются далеко не все. Это же замечание справедливо и для заикания, которое появляется поводом к подражанию, Сколько

детей находится рядом с заикающимся, а начинают заикаться далеко не все. Так что для того, чтобы появилось заикание, одного испуга недостаточно. Нужно, чтобы у ребенка были какие-то особенности нервной системы, создающие предрасположенность к заиканию.

Для того, чтобы объяснить, что это за особенности, следует разобраться в том, что же такое само заикание.

Как выглядит заикание

В настоящее время заикание определяется как нарушение ритма и плавности речи. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, напряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.

У одних детей запинки в большей степени сосредоточены в губах, языке, у других — в голосовом аппарате, гортани, у третьих — в дыхательном отделе. У части детей запинки охватывают все эти отделы приблизительно в одинаковой степени.

Сами запинки, которые иногда называют судорогами, бывают двух видов: клонические и тонические.

Клонические запинки проявляются в многократном повторении какого-либо звука или слога, чаще всего в начале слова, например, «п-п-п-папа» или «па-па-па-папа».

Тонические запинки проявляются в длительном напряжении мышц на каком-либо звуке или слоге. Речи в это время нет, но мимика напряженная (особая гримаса на лице), часто покраснение кожи лица, надувание жилок на шее. Например, «п...папа». Тонические запинки могут выступать в виде напряженного протягивания гласных звуков или добавления гласных в начале слова, например, «Ааа...ня» или «Ааа...кошка».

Некоторые дети, пытаясь преодолеть запинку, начинают топать ногой, хлопать по бедру рукой, причмокивать и т. п., т. е. у них появляются сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы помогают, но очень быстро переходят во вредную привычку и, не облегчая больше речь, делают заикание еще более тяжелым.

Различным может быть и начало заикания. В одних случаях запинки появляются сразу, как гром среди ясного неба. В других — заикание развивается постепенно. Сначала ребенок останавливается, «спотыкается»,   протягивает гласные, как будто случайно. Ученые еще не полностью проанализировали значение того, как возникает заикание для особенностей и прогноза его лечения. Однако, несомненно этот фактор является важным. Родители должны обратить внимание и запомнить, как начиналось заикание. Даже при малейших сомнениях (заикание ли это) необходимо обратиться к специалистам.

Берегите детей

Что же мешает органам речи двигаться плавно, ритмично, согласованно? Великий русский физиолог И. А. Павлов считал, что испуг или другое чрезвычайное событие вызывает возбуждение в определенной области мозга, которое приобретает застойный характер и препятствует свободному пробуждению нервных импульсов. В настоящее время делаются попытки уточнения этой теории, которая объясняет, что такое застойное  возбуждение появляется не у всех детей, а только у тех, у которых есть врожденные особенности мозгового устройства речевой функции. К ним могут относиться: слабость речевых зон, расположенных в левом и правом полушариях мозга, а также такое явление как левшество. Преобладание активности левой руки над правой указывает на то, что у детей активное правое полушарие мозга, и свидетельствует о преобладании образного мышления над логическим, что возбуждает, в свою очередь, области мозга, связанные с эмоциями. Повышенная же эмоциональность приводит к обостренной реакции на воздействия внешнего мира. Таким образом, оказывается, что дети-левши имеют предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию. Нужно помнить, что особо опасным является период жизни от 1,5 до 6—7 лет. Если в это время не будет серьезных провокаций — испугов, тяжелых болезней, семейных драм и пр., то нервный срыв может и не произойти.

Интересно, что мальчиков среди заикающихся в 3 раза больше, чем девочек, что говорит в пользу теории о значении для заикания левшества. У мальчиков правое полушарие, связанное с левой рукой, более слабое от природы, менее тренированное, ведь мальчики в целом менее эмоциональны и сильные переживания переносят тяжелее девочек, для которых эмоциональные вспышки привычней. Так что мужчины тут менее выносливы по природе. Правда, это не исключает того, что отдельные мужчины могут быть эмоцио­нально выносливей женщин.

Заикание, о котором шла речь выше, т. е. возникшее на основе слабости нервной деятельности, без «поломки», гибе­ли самих клеток мозга, называют невротическим или логоневрозом. Но есть еще и другие виды заикания, возникающие в результате органического поражения нервной системы, т. е. вследствие гибели мозговых клеток, как правило, не в коре, а в глубине мозга. Это объясняет то, что интеллект у заи­кающихся детей не страдает. Органические симптомы могут быть выражены очень слабо, но, тем не менее обследование ребенка неврологом, психоневрологом нередко выявляет эту органическую симптоматику в виде патологических рефлек­сов, наличия гидроцефалии (увеличения количества жидко­сти в мозге), судорожной готовности (склонности к тикам, судорогам) и пр. Заикание в этих случаях — лишь одно из проявлений заболевания центральной нервной системы. Оно носит достаточно стабильный характер, т. е. степень его тя­жести примерно одинакова в разных ситуациях общения: и дома, и в гостях, и при выступлении на сцене, и по телефону. Такое заикание называется неврозоподобным.

При невротическом же заикании речь у ребенка может     быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение. Особенно тяжелое состояние возникает при возбуждении, эмоциональных нагрузках. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, как правило, возникает страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Образуется порочный круг: возбуждение вызывает заикание, заикание усугубляет склон­ность к возбуждению.

У заикающихся детей часто бывают симптомы нарушения вегетативной нервной системы: потение ладоней, учащенное сердцебиение (тахикардия), покраснение кожных покро­вов и т. п. Как невротическое, так и органическое заикание невозможно преодолеть без лечения нервной системы в це­лом. В каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных особенностей заболевания и характе­ра ребенка.

Помимо обучения «технике» речи, в частности речевому ритму, необходимо «привести в порядок» личность заикаю­щегося, хотя бы в возможных рамках. Прежде всего, усилия здесь должны быть направлены на устранение комплекса неполноценности (если он уже появился), на формирование веры в свои силы, на убеждение в том, что заикание — это не крах жизненных планов, а преодолимая преграда на пути к их осуществлению. Особенно тяжелы эти состояния у под­ростков, что объясняется целым рядом причин. Следует вы­работать адекватное отношение заикающегося к своему ре­чевому дефекту, чтобы он не «приписывал» окружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет. Необходимо убедить заикающегося в истинном масштабе помех, которые несет в себе заикание.

Маленький ребенок, к счастью, еще не осознает всех этих моментов, у него еще нет деформации личности, но заикание, тем не менее нервирует его, мешает высказаться. Кроме то­го, нередко он чувствует беспокойство, волнение по этому поводу взрослых и пока еще бессознательно заостряет вни­мание на отрицательных моментах речевого общения. Затем это запавшее в память отрицательное семечко дает ростки будущего страха речи, дискомфорта речевого общения. Сле­довательно, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвраще­нию образования невротических комплексов.

Кроме того, работа по устранению заикания требует ле­чения всех болезней, которыми страдает заикающийся, так как любая из них может вызвать обострение степени выра­женности заикания. В связи с неоднородностью проявлений заикания его лечение должно носить комплексный характер. Это необходимое условие достижения ощутимого успеха.

Кто лечит заикание

К сожалению, далеко не всегда удается организовать весь комплекс лечебных мероприятий, необходимых при заикании, однако стремиться к этому необходимо;

Какие же специалисты должны лечить заикание?

1.     Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.

2.     Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, а также разные приемы экстрасенсорного воздействия.

3.     Иглотерапевты. Они, воздействуя на специальные точки (нервные узлы), снимают нервное напряжение.

4.     Психологи, которые, изучая   личность заикающегося, выявляют слабые стороны его характера и помогают ему исправить их. Психологи учат заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, а также помогают ему выразить себя творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и пр.

5.     Логопеды-специалисты учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и ритмично. Распространено мнение, что у заикающихся есть особенно трудные звуки, что они больше заикаются, например, на букве «П», чем на «С». Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэтому задача логопеда не исправить произношение этих звуков, а доказать, что говорить их так же легко, как и все другие.

6.     Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия, включающие закаливание, массаж, физкультуру. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, происходит как бы «сбрасывание» через мышцы отрицательной нервной энергии.

При этом следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит очень важную лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи или психологи или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обещаний. К сожалению, даже комплексный метод не всегда приводит к полному излечению. Таково положение дел с заиканием не только в нашей стране, но и вообще в мире. Это связано с недостаточной изученностью этого недуга. Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезапными возвратами болезни после, казалось бы, ее полного вылечивания.

На речь заикающегося влияет все: и психическое и физическое состояние организма. Иными словами, не только заболевания или слабость центральной нервной системы являются врагами заикающегося, но и практически любые болезни. Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Наконец, следует остановиться и на некоторых моментах логопедической работы при заикании, поскольку именно она наиболее прицельно связана с речью. Излагать систему работы логопеда с заикающимися в данной мой взгляд, нецелесообразно. Но оговорить некоторые моменты считаю необходимым.

Существуют различные школы логопедического   воздействия при заикании, по концепции в значительной мере отличающиеся друг от друга. Так, одни специалисты считают, что обязателен «перевод» заикающегося на медленную, плавную речь — речь нараспев. Они мотивируют это тем, что, когда заикающиеся поют, они не заикаются. Вы, наверное, наблюдали это: только что ребенок или взрослый не мог сказать ни слова, но вот запел — и заикания как не бывало. В чем же тут дело? А дело в том, что пение имеет четкий и, главное, повторяющийся (периодичный) ритм, заранее известный поющему. Речь же не имеет таких «подсказок». В ней ритм постоянно меняется, т. к. он сложнее музыкального. Приближая речь к пению,— говоря медленно и нараспев,— заикающиеся существенно облегчают себе задачу, но... не берут эту речь для жизни. Казалось бы, говори медленно, ведь так ты не заикаешься, но — не говорят! Почему? Очевидно, потому, что медленная речь не позволяет выразить себя эмоционально, т. е. передать свои чувства, не позволяет оставаться в речи самим собой, а быть в «чужой шкуре» постоянно очень трудно. Ведь темп речи — одна из важнейших характеристик личности.

По той же причине заикающиеся не следуют рекомендациям говорить, нарочито выделяя голосом ударения (ударный слог) в словах, хотя этот прием тоже «убирает» запинки. Это можно наблюдать во время использования его на логопедических занятиях.

Следовательно, медленная и ритмическая речь может рассматриваться лишь как этап на пути к нормальной речи. Ее роль в основном состоит в том, чтобы убедить пациента, что он может говорить не заикаясь.

Нельзя слепо надеяться и на гипноз. Гипноз может ввести человека в такое состояние, когда речь легко польется без заикания, но только на какое-то время. За сеансом гипноза обязательно должна следовать упорная работа и не только по технике речи, но и по введению полученных навыков в жизнь. Это сложная и длительная система тренировок, рассчитанная на применение полученных на занятиях речевых навыков, в разных жизненных ситуациях.

Таким образом, заикание — это серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно. Между тем бытует и такой взгляд: «Ничего, с возрастом все пройдет. Сам поймет, что надо медленней говорить и перестанет заикаться». Иногда врачи, что еще более непростительно, а также логопеды говорят родителям двухлетнего малыша: «Он еще мал, приходите, когда ему будет 5 лет»

Это грубая ошибка. При заикании лечение нужно начинать немедленно.

Как лечить—дело специалистов. Но и от родителей, как я уже говорила, зависит многое. Они должны помнить следующее:

1.     Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы.

2.     Обращаться к специалистам по устранению заикания следует сразу же, как только оно обнаружено.

3.     Ни в коем случае нельзя выказывать при ребенке своего волнения по поводу заикания и не употреблять в его присутствии самого слова «заикание».

4.     Нужно стараться самим говорить с ритмом, не меняя нормального темпа речи, не растягивая слова, вовлекать ребенка в ритмическую речь, т. е. читая ему книги, разучивая стихи, общаясь с ним, говорить в ритмико-игровой форме.

5.     Следует строго следить за общим состоянием здоровья заикающегося ребенка, своевременно лечить его и обязательно закаливать, приобщая к спорту.

6.     Необходимо обеспечивать ребенку максимум положительных эмоций: ровное, доброжелательное отношение со стороны взрослых, занятие любимым делом (музыкой, рисованием, танцами и т. д.), исключив при этом чтение психотравмирующих книг, просмотр таких фильмов, слишком возбуждающие игры.

Последний совет однако, требует уточнения. Многие специалисты по заиканию рекомендуют тотально щадящий режим, т.е. ограничение всех видов эмоционального воздействия. Они советуют совсем не читать заикающемуся ребенку книг, не водить в театр, не разрешать смотреть даже детские передачи по телевизору. Они также считают полезным ограничить речь ребенка или же вообще перевести его на режим молчания.

Хочу сказать по этому поводу следующее. Теоретически эти рекомендации верны. Может быть, и следовало бы дать нервной системе отдохнуть, успокоиться. Однако многолетний опыт работы с заикающимися показывает, что выполнить все эти требования часто не под силу родителям. Ребенок не хочет молчать, он хочет играть с любимыми игрушками, общаться с детьми, требует развлечений. Запрет всего этого сам по себе является насилием, а именно его мы и должны избежать при правильной линии поведения с ребенком. Значит, выход один: не запрещать, а оберегать от отрицательных эмоций, умело направлять интересы ребенка и способы их удовлетворения. Такой подход одновременно направлен и на закаливание психики. Ведь ограничение эмоциональных нагрузок не может продолжаться вечно, а как только запрет будет снят, возбуждение обрушится на психику ребенка с удвоенной силой.

Еще более сложен вопрос воспитания заикающегося ребенка, когда по всем канонам педагогики необходимо наказание. Как тут быть? Каждое наказание может «сорвать» нервную систему и спровоцировать обострение заикания. С другой стороны, не наказывать ребенка —значит упустить время выработки соответствующих возрасту норм поведения. Что же делать? Приходится лавировать, искать золотую середину. Чтобы у ребенка не создавалось впечатления безнаказанности плохих поступков, иногда можно сделать вид, что они не замечены. Если же выхода нет и запрет необходим, то он должен носить спокойный характер, без нервозности со стороны запрещающего. В дальнейшем неприятный осадок от запрета родители могут восполнить лаской и другими проявлениями любви.

Сама

Категория: статьи для родителей Р.И. Туктаровой | Добавил: dkclovz (11.11.2010)
Просмотров: 3198 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz