ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?
Ваш малыш растет. С
каждым днем он все больше и больше включается в жизнь. Вот он стал
останавливать глаза на Вашем лице и внимательно, не мигая, как умеют это только
дети, рассматривать его. Вот он смотрит на яркие игрушки, на вещи в комнате,
поворачивает голову на звук, тянется к игрушке, улыбается Вам... И вот на 2—3-м
месяце наступает момент, когда ребенок должен заговорить.
Конечно, так не бывает,
чтобы ребенок заговорил сразу, т.е. в один миг перешел от молчания к речи.
Однако момент, знаменующий начало пути, все же существует. Это появление
гуления, а затем лепета. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которые издает ребенок,
нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший
путь, который приведет его затем к возможности общения.
На 9-10-м месяце жизни
начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова, которые
сосуществуют до 18-20-го месяца с лепетом. Правда, лепет, становится к этому
времени качественно иным. Он приобретает «мелодию», становится разнообразным по
интонации, высоте звучания и т.д. Сами же слова воплощают наиболее интересное,
ценное для ребенка. Прежде всего, это слова «мама», и «папа». Дети всего мира
начинают копить свой словесный багаж именно с них. Неслучайно почти во всех
языках они состоят из двух, повторяющихся слогов, четких по звучанию и легких
для произношения.
В 1,5-2 года наступает
период усиленного развития, понимания речи взрослых, быстро увеличивается
количество слов, появляются первые фразы. Это происходит не просто быстро, а
стремительно. Никогда уже в будущем они не сумеют так легко овладеть другим
языком. Дело в том, что мозг ребенка в этом возрасте приспособлен к усвоению
языка. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения
во фразы. Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем речи
для подражания, усвоения и как важно, чтобы эта речь была правильной
и красивой, дети
гениальны в освоении языка, этой сложнейшей системы абстрактных знаков,
изобретенных человечеством в процессе эволюции его духовных способностей. Но, к
сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, а он молчит или начинает
говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители. Дети
начинают его дразнить или не общаются с ним.
Визит к логопеду может
закончиться такими диагнозами как: дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи,
задержка речевого развития. В других случаях логопед констатирует заикание,
дислалию, часто называемую косноязычием, или нарушением звукопроизношения.
Это тяжелые формы речевых
расстройств. Суть их и беда не только в том, что ребенок не может общаться с
окружающими людьми, но и в том, что без речи он не может полноценно развиваться
умственно. Наибольшую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка. Почему он
не говорит? Грамотные родители задаются этим вопросом уже тогда, когда замечают
отсутствие гуления и лепета. Менее осведомленные спохватываются значительно
позже, когда ребенок уже должен говорить слова и фразы.
Излишне убеждать о том,
что раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к
специалистам крайне важно. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть
ребенку полноценное развитие, и напротив, опоздание может стать роковым.
Бывают, как это ни
прискорбно, и безнадежные с самого начала случаи, когда даже самые бдительные
родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Дело в том,
что тяжелые расстройства речи, как правило, не выступают изолированно. Они
являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной
нервной системы (ЦНС). Наиболее частое из них (хотя далеко не единственное) —
синдром детского церебрального паралича (ДЦП).
Каковы же причины органического
поражения ЦНС, приводящего к аномалиям развития ребенка, и прежде всего его
речевой функции.
Во-первых, это отрицательная
наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны психики. Как
бы обидно и несправедливо это ни звучало, дети «расплачиваются за грехи
родителей». Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, наследственные
заболевания, неудачный брачный подбор и многие другие факторы могут привести к
тому, что на свет появляется человек, заранее обреченный на то или иное
заболевание.
Во-вторых, причиной
аномального развития ребенка могут служить неблагоприятные условия
внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы
(нервные стрессы), тяжелые заболевания, пребывание во вредных экологических
условиях (в т.ч. связанных с профессией).
В-третьих, чрезвычайно
важную роль играет то, как протекал процесс родов. Об этом факторе поговорим
подробнее. «Трудны роды, но забывчивы»... Эта народная мудрость справедлива. Роды – естественный процесс и заканчиваются
они такой наградой, которая стирает из памяти все трудности, сопровождающие
великое чудо появления на свет новой жизни. Все это так, но только тогда, когда
роды протекали нормально. К великому сожалению, в наши дни нередки случаи
неблагополучных родов. Особенно часты различные родовые травмы. Среди них на
первом месте, пожалуй, асфиксия, что означает удушение. Асфиксия наступает
из-за ранней отслойки плаценты (детского места), при обвитии шейки ребенка
пуповиной, а также по другим причинам. Далее по степени распространенности
следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное поведение
роженицы во время родов, например, вставание на ноги после начала родовой
деятельности и пр.
В-четвертых, органическое
поражение ЦНС может быть следствием тяжелых заболеваний головного мозга в
доречевой жизни ребенка (до 2-3 лет). К ним относятся менингиты, энцефалиты,
абсцессы мозга, травмы черепа.
Если же аномалии речевого
развития ребенка избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы
максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребенку занять
свое место в жизни, несмотря на трудности, связанные с неполноценностью речевой
функции.
Для того чтобы не
пропустить проявления отклонений в развитии ребенка, родители должны быть
хорошо осведомлены о том, что представляет собой то или иное отклонение в
развитии, и что нужно в этом случае делать. Однако не следует забывать о том,
что родители не могут подменить специалистов, какой бы подготовкой они ни
обладали.
|