Пятница
17.05.2024
05:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для родителей Г.А. Гаязовой [1]
статьи для родителей Е.Р. Мустаевой [2]
статьи для родителей Р.И. Туктаровой [1]
статьи для родителей А.Ф. Сайтханова [1]
статьи для родителей В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для родителей Л.Ф. Фатиховой [4]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для родителей » статьи для родителей Г.А. Гаязовой

Почему ребенок молчит?

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?

Ваш малыш растет. С каждым днем он все больше и больше включается в жизнь. Вот он стал останавливать глаза на Вашем лице и внимательно, не мигая, как умеют это только дети, рассматривать его. Вот он смотрит на яркие игрушки, на вещи в комнате, поворачивает голову на звук, тянется к игрушке, улыбается Вам... И вот на 2—3-м месяце наступает момент, когда ребенок должен заговорить.

Конечно, так не бывает, чтобы ребенок заговорил сразу, т.е. в один миг перешел от молчания к речи. Однако момент, знаменующий начало пути, все же существует. Это появление гуления, а затем лепета. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которые издает ребенок, нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь, который приведет его затем к возможности общения.     

На 9-10-м месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова, которые сосуществуют до 18-20-го месяца с лепетом. Правда, лепет, становится к этому времени качественно иным. Он приобретает «мелодию», становится разнообразным по интонации, высоте звучания и т.д. Сами же слова воплощают наиболее интересное, ценное для ребенка. Прежде всего, это слова «мама», и «папа». Дети всего мира начинают копить свой словесный багаж именно с них. Неслучайно почти во всех языках они состоят из двух, повторяющихся слогов, четких по звучанию и легких для произношения.

В 1,5-2 года наступает период усиленного развития, понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит не просто быстро, а стремительно. Никогда уже в будущем они не сумеют так легко овладеть другим языком. Дело в том, что мозг ребенка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем речи для подражания, усвоения и как важно, чтобы эта речь была правильной

и красивой, дети гениальны в освоении языка, этой сложнейшей системы абстрактных знаков, изобретенных человечеством в процессе эволюции его духовных способностей. Но, к сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, а он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители. Дети начинают его дразнить или не общаются с ним.

Визит к логопеду может закончиться такими диагнозами как: дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития. В других случаях логопед констатирует заикание, дислалию, часто называемую косноязычием, или нарушением звукопроизношения.

Это тяжелые формы речевых расстройств. Суть их и беда не только в том, что ребенок не может общаться с окружающими людьми, но и в том, что без речи он не может полноценно развиваться умственно. Наибольшую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка. Почему он не говорит? Грамотные родители задаются этим вопросом уже тогда, когда замечают отсутствие гуления и лепета. Менее осведомленные спохватываются значительно позже, когда ребенок уже должен говорить слова и фразы.

Излишне убеждать о том, что раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие, и напротив, опоздание может стать роковым.    

Бывают, как это ни прискорбно, и безнадежные с самого начала случаи, когда даже самые бдительные родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Дело в том, что тяжелые расстройства речи, как правило, не выступают изолированно. Они являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Наиболее частое из них (хотя далеко не единственное) — синдром детского церебрального паралича (ДЦП).

Каковы же причины органического поражения ЦНС, приводящего к аномалиям развития ребенка, и прежде всего его речевой функции.

Во-первых, это отрицательная наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны психики. Как бы обидно и несправедливо это ни звучало, дети «расплачиваются за грехи родителей». Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, наследственные заболевания, неудачный брачный подбор и многие другие факторы могут привести к тому, что на свет появляется человек, заранее обреченный на то или иное заболевание.

Во-вторых, причиной аномального развития ребенка могут служить неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы (нервные стрессы), тяжелые заболевания, пребывание во вредных экологических условиях (в т.ч. связанных с профессией).

В-третьих, чрезвычайно важную роль играет то, как протекал процесс родов. Об этом факторе поговорим подробнее. «Трудны роды, но забывчивы»... Эта народная мудрость  справедлива. Роды – естественный процесс и заканчиваются они такой наградой, которая стирает из памяти все трудности, сопровождающие великое чудо появления на свет новой жизни. Все это так, но только тогда, когда роды протекали нормально. К великому сожалению, в наши дни нередки случаи неблагополучных родов. Особенно часты различные родовые травмы. Среди них на первом месте, пожалуй, асфиксия, что означает удушение. Асфиксия наступает из-за ранней отслойки плаценты (детского места), при обвитии шейки ребенка пуповиной, а также по другим причинам. Далее по степени распространенности следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное поведение роженицы во время родов, например, вставание на ноги после начала родовой деятельности и пр.

В-четвертых, органическое поражение ЦНС может быть следствием тяжелых заболеваний головного мозга в доречевой жизни ребенка (до 2-3 лет). К ним относятся менингиты, энцефалиты, абсцессы мозга, травмы черепа.

Если же аномалии речевого развития ребенка избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребенку занять свое место в жизни, несмотря на трудности, связанные с неполноценностью речевой функции.

Для того чтобы не пропустить проявления отклонений в развитии ребенка, родители должны быть хорошо осведомлены о том, что представляет собой то или иное отклонение в развитии, и что нужно в этом случае делать. Однако не следует забывать о том, что родители не могут подменить специалистов, какой бы подготовкой они ни обладали.

Категория: статьи для родителей Г.А. Гаязовой | Добавил: dkclovz (11.11.2010)
Просмотров: 1087 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz