Пятница
17.05.2024
07:04
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для родителей Г.А. Гаязовой [1]
статьи для родителей Е.Р. Мустаевой [2]
статьи для родителей Р.И. Туктаровой [1]
статьи для родителей А.Ф. Сайтханова [1]
статьи для родителей В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для родителей Л.Ф. Фатиховой [4]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для родителей » статьи для родителей Е.Р. Мустаевой

"Неговорящий" ребенок в семье: причины и прогноз

Одной из тяжелых форм речевого недоразвития является системное ее отсутствие – алалия, возникающая вследствие органического поражения речедвигательных и речеслуховых центров коры головного мозга.

В зависимости от степени поражения, дети при сохранном физиологическом слухе (сохранных возможностях различения неречевых шумов: звука машин, капающей воды и т.д.), не различают на слух звуки родного языка. Речь в данном случае не развивается из-за отсутствия понимания смысла высказываний окружающих.

Алалия, при которой в первую очередь нарушено пони­мание речи, называется сен­сорной. Данную группу детей довольно часто путают с глухими детьми. Правильно поставленный диагноз в этом случае имеет большое значение, так как лечение и обучение глухого ребен­ка принципиально отличаются от лечения и обучения ребенка с алалией. Иногда, из-за отсутствия понимания речи, сенсорных алаликов расценивают как детей с умственно отсталостью, в связи с тем, что речь – важный показатель развития интеллекта ребенка. Кроме того, непри­нятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с алалией могут действительно привести к их непоправимому от­ставанию в умственном развитии.

В других случаях, при отсутствии параличей или парезов речевых органов, как при дизартрии, у детей не развивается речь из-за отсутствия  осознанности, произвольности и целенаправленности движений органов артикуляционного аппарата. Дети испытывают выраженные затруднения в слиянии звуков в слоги, слогов в слова, слов во фразы и т.д. (ребенок понимает речь окружающих, но не может «оречевить» увиденное, услышанное).

Алалия, при которой у ребенка не развивается устная речь, в то время как понимание ее относительно не нарушено, носит название экспрессивной алалии. Данную категорию детей достаточно часто смешивают с детьми, имеющими дизартрические расстройства речи, но отсутствие речи дизартрика обусловлено нарушениями снабжения нервной энергией  органов артикуляционного аппарата. При экспрессивной алалии губы, язык могут двигаться в полном объеме во всех направлениях, но ребенок не может  ими управлять, что, в свою очередь, приводит к неверным артикуляционным укладам звуков, например, вместо того, чтобы поднять язык вверх, ребенок опускает его вниз, вместо того, чтобы губы выдвинуть вперед, растягивают их в улыбке и т.д.

Симптоматика алалии при всех ее разновидностях сводится к общему недоразвитию речевой функции различной степени выраженности: от полного отсутствия речи до  выраженной ее задержки с грубыми нарушениями произносительной, лексической, грамматической систем языка и отсутствием связной речи.

Общими признаками данного нарушения являются:

1)      нарушения артикуляционной моторики (при общей сохранности движений органов речи отмечаются трудности в воспроизведении и удержании артикуляционных позиций звуков);

2)      многочисленные нестабильные замены звуков в речевом потоке при относительно сохранном их изолированном произношении;

3)      несформированность процессов различения звуков  по акустическим признакам (не различают звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие) и артикуляционным признаками (не различают свистящие и шипящие звуки и т.д.);

4)      нарушения в произношении слоговой наполняемости слов, количество которых увеличивается пропорционально увеличению объема речевой нагрузки;

5)      малый объем активного и пассивного словаря, преобладание предметного словаря;

6)      нарушения употребления системы склонений и спряжений, смешения видовых форм глаголов, несогласованность имен прилагательных с именами существительными, числительных с существительными в роде, числе, падеже; невозможность вычленения морфем и соотнесения их значения со звуковым образом;

7)      нарушения последовательности слов в предложениях, приводящих к искажению смысла высказываний;

8)      отсутствие развернутого связного высказывания.

Чаще всего причинами алалии являются внутриутробные патологии (неполноценное развитие плаценты, хронические заболевания матери в период беременности, гипертензия плода в результате сильного токсикоза второй половины беременности, угроза прерывания беременности и т.д.), неблагоприятное протекание родовой деятельности (родовые травмы, асфиксия плода, затяжные роды и т.д.), а также инфекционные заболевания и травмы головного мозга  в доречевой период развития ребенка (до 1,5 лет).

Логопедическую работу при алалии следует начинать как можно раньше, отсутствие речи к двум годам – тревожный сигнал, который должен настораживать родителей. Своевременное применение комплекса лечебных и обучающих мер, которые должны осуществляться совместными усилиями специалистов и родителей, может способствовать существенному продвижение в речевом развитии ребенка.

Категория: статьи для родителей Е.Р. Мустаевой | Добавил: dkclovz (11.11.2010)
Просмотров: 1644 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz