Одной из тяжелых форм речевого недоразвития является
системное ее отсутствие – алалия, возникающая вследствие органического
поражения речедвигательных и речеслуховых центров коры головного мозга.
В зависимости от степени поражения, дети при сохранном
физиологическом слухе (сохранных возможностях различения неречевых шумов: звука
машин, капающей воды и т.д.), не различают на слух звуки родного языка. Речь в
данном случае не развивается из-за
отсутствия понимания смысла
высказываний окружающих.
Алалия,
при которой в первую очередь нарушено понимание речи, называется сенсорной. Данную группу детей довольно часто путают с глухими детьми. Правильно
поставленный
диагноз
в этом случае имеет
большое значение, так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличаются от лечения и обучения ребенка с алалией. Иногда,
из-за отсутствия понимания речи, сенсорных алаликов расценивают как детей с
умственно отсталостью, в связи с тем, что речь – важный показатель развития интеллекта
ребенка. Кроме того, непринятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с алалией могут действительно привести к их непоправимому отставанию в умственном развитии.
В других случаях, при отсутствии параличей или парезов
речевых органов, как при дизартрии, у детей не развивается речь из-за
отсутствия осознанности, произвольности
и целенаправленности движений органов артикуляционного аппарата. Дети
испытывают выраженные затруднения в слиянии звуков в слоги, слогов в слова,
слов во фразы и т.д. (ребенок понимает речь
окружающих, но не может «оречевить» увиденное, услышанное).
Алалия,
при которой у ребенка не развивается устная речь, в то время как понимание ее относительно
не нарушено, носит название экспрессивной алалии.
Данную категорию детей достаточно часто смешивают с детьми, имеющими
дизартрические расстройства речи, но отсутствие речи дизартрика обусловлено нарушениями снабжения нервной энергией органов артикуляционного аппарата. При
экспрессивной алалии губы, язык могут двигаться в полном объеме во всех
направлениях, но ребенок не может ими
управлять, что, в свою очередь, приводит к неверным артикуляционным укладам
звуков, например, вместо того, чтобы поднять язык вверх, ребенок опускает
его вниз, вместо того, чтобы губы выдвинуть вперед, растягивают
их в улыбке и т.д.
Симптоматика алалии при всех ее
разновидностях сводится к общему недоразвитию речевой функции различной степени
выраженности: от полного отсутствия речи до
выраженной ее задержки с грубыми нарушениями произносительной,
лексической, грамматической систем языка и отсутствием связной речи.
Общими признаками данного нарушения являются:
1)
нарушения артикуляционной
моторики (при
общей сохранности движений органов речи отмечаются трудности
в воспроизведении и удержании артикуляционных позиций звуков);
2)
многочисленные нестабильные
замены звуков в речевом потоке при относительно сохранном их изолированном произношении;
3)
несформированность
процессов различения звуков по акустическим
признакам (не различают звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие) и артикуляционным
признаками (не различают свистящие и шипящие звуки и т.д.);
4)
нарушения в произношении слоговой
наполняемости слов, количество которых увеличивается пропорционально увеличению
объема речевой нагрузки;
5)
малый объем активного и
пассивного словаря, преобладание предметного словаря;
6) нарушения употребления системы склонений и спряжений,
смешения видовых форм глаголов, несогласованность имен прилагательных с именами
существительными, числительных с существительными в роде, числе, падеже; невозможность
вычленения морфем и соотнесения их значения со звуковым образом;
7) нарушения последовательности слов в предложениях,
приводящих к искажению смысла высказываний;
8) отсутствие развернутого связного высказывания.
Чаще всего причинами алалии являются внутриутробные
патологии (неполноценное развитие плаценты, хронические заболевания матери в
период беременности, гипертензия плода в результате сильного токсикоза второй
половины беременности, угроза прерывания беременности и т.д.), неблагоприятное
протекание родовой деятельности (родовые травмы, асфиксия плода, затяжные роды
и т.д.), а также инфекционные заболевания и травмы головного мозга в доречевой период развития ребенка (до 1,5
лет).
Логопедическую
работу при алалии следует начинать как можно раньше, отсутствие речи к двум
годам – тревожный сигнал, который должен настораживать родителей. Своевременное
применение комплекса лечебных и обучающих мер, которые должны осуществляться
совместными усилиями специалистов и родителей, может способствовать
существенному продвижение в речевом развитии ребенка.
|