Пятница
17.05.2024
07:42
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для родителей Г.А. Гаязовой [1]
статьи для родителей Е.Р. Мустаевой [2]
статьи для родителей Р.И. Туктаровой [1]
статьи для родителей А.Ф. Сайтханова [1]
статьи для родителей В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для родителей Л.Ф. Фатиховой [4]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для родителей » статьи для родителей Е.Р. Мустаевой

Невнятность и неразборчивость речи: индивидуальность или нарушение?

НЕВНЯТНОСТЬ И НЕРАЗБОРЧИВОСТЬ РЕЧИ:

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ИЛИ НАРУШЕНИЕ?

Одна из основных функций речи – это общение. Однако, для передачи смысла сообщения недостаточно верного произношения всех звуков родного языка.  Речь в целом должна быть четкой, выразительной, умеренно громкой и неторопливой.

К сожалению, встречаются дети, у которых речь характеризуется общей «смазанностью» произношения звуков, нечеткой дикцией и некоторыми нарушениями в передаче слоговой наполняемости слов.  Причиной таких индивидуальных особенностей является нарушение мышечного тонуса подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба, голосовых связок и диафрагмы в результате поражения моторных центров коры головного мозга. Такого рода нарушения называются дизартрией, которая относится к одной из наиболее тяжелых форм речевых расстройств.

В более сложных случаях дизартрия является частью комплекса нарушений, вызванных органическим поражением ЦНС, среди которых ведущее место занимает ДЦП (детский церебральный паралич), в сочетании с характерными параличами и парезами (частичными параличами) конечностей и артикуляционной моторики.  

Выделяют несколько видов дизартрии, в значительной мере отличающихся друг от друга. Характер отличий зависит от того, какие именно моторные области мозга пострадали у ребенка. Общими признаками данного нарушения являются:

1)    парезы круговой мышцы губ и мышц лицевой мускулатуры, характеризующиеся вялостью сосательных рефлексов новорожденного или полным отказом от грудного вскармливания; употреблением преимущественно жидкой пищи и отказом от твердых продуктов, прием которых требует активной работы жевательных мышц; затруднением вытягивания губ вперед, растягивания их в стороны и т.д.;

2)    парезы мышц языка, проявляющиеся в недостаточной точности,  ограничениях и быстрой истощаемости его движений вверх, вниз, в стороны; из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса (не поддающегося контролю со стороны ребенка) в состоянии покоя наблюдаются колебательные, волнообразные движения поверхности языка; из-за парезов боковых его мышц дети не могут удержать язык в высунутом положении ровно по центру (наблюдаются отклонения в правую или левую стороны); в процессе активной речевой нагрузки отмечается повышенное выделение слюны и т.д.;

3)    в более сложных случаях становится паретичным и мягкое небо,    что влечет за собой появление дополнительного носового оттенка в речи (гнусавость);

4)    из-за пареза голосовых связок страдают качественные характеристики голоса: он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым.

5)    из-за артикуляционной апраксии (отсутствия целенаправленных движений органов артикуляционного аппарата) дети, верно произнося звуки речи в изолированном положении, пропускают их или заменяют более простыми по артикуляции в слогах, словах и фразовой речи;  

6)    отмечаются более или менее выраженные нарушения как общей, так и тонкой моторики: дети в целом неуклюжи, с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровкой обуви, испытывают трудности в процессе изобразительной деятельности и письма и т.д.

Иногда дизартрия проявляется в тяжелой степени выраженности, когда из-за полного паралича артикуляционных мышц устная речь у ребенка не развивается вовсе. Такое состояние речевой функции обозначается как анартрия. Анартрик способен лишь к определенным голосовым реакциям, отдаленно напоминающим звуки, человеческой речи, а также к передаче голосом, хотя и приблизительно, общего ритма слова или фразы. При этом выражен носовой (гнусавый) оттенок голоса.

Дети-дизартрики имеют, как правило, сохранный интеллект, нарушение умственной работоспособности развивается как вторичный дефект при педагогической запущенности вследствие отсутствия речи. При медикаментозном лечении, своевременном и правильном обучении, дети, страдающие дизартрией, могут научиться читать, писать и достаточно успешно обучаться в школе.

Естественно, что преодоление дизартрических расстройств, возможно только при применении комплексного подхода, который предполагает сочетание разных видов терапевтического воздействия:

1)    прием лекарственных препаратов, улучшающих деятельность головного мозга и восстанавливающих иннервацию органов речи;

2)    общий массаж и логопедический массаж мышц органов артикуляционного аппарата, нормализующий общий тонус; лечебная физкультура;

3)    лечение сопутствующих заболеваний;

4)    логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Чрезвычайно большая роль принадлежит и родителям. Трудно переоценить тот вклад, который они вносят своим терпением, аккуратностью и точностью выполнения рекомендаций специалистов. Родители должны знать, для чего даются те или иные рекомендации, понимать их смысл и представлять себе ожидаемые результаты.

Категория: статьи для родителей Е.Р. Мустаевой | Добавил: dkclovz (11.11.2010)
Просмотров: 2786 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz