НЕВНЯТНОСТЬ И НЕРАЗБОРЧИВОСТЬ РЕЧИ:
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ИЛИ НАРУШЕНИЕ?
Одна из основных функций
речи – это общение. Однако, для передачи смысла сообщения недостаточно верного
произношения всех звуков родного языка. Речь в целом должна быть четкой, выразительной,
умеренно громкой и неторопливой.
К сожалению, встречаются
дети, у которых речь характеризуется общей «смазанностью» произношения звуков,
нечеткой дикцией и некоторыми нарушениями в передаче слоговой наполняемости
слов. Причиной таких индивидуальных
особенностей является нарушение мышечного тонуса подвижных органов
артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба, голосовых
связок и диафрагмы в результате поражения моторных центров коры головного
мозга. Такого рода нарушения называются дизартрией, которая относится к одной
из наиболее тяжелых форм речевых расстройств.
В более сложных случаях дизартрия
является частью комплекса нарушений, вызванных органическим поражением ЦНС,
среди которых ведущее место занимает ДЦП (детский церебральный паралич), в
сочетании с характерными параличами и парезами (частичными параличами) конечностей
и артикуляционной моторики.
Выделяют несколько видов
дизартрии, в значительной мере отличающихся друг от друга. Характер отличий
зависит от того, какие именно моторные области мозга пострадали у ребенка. Общими
признаками данного нарушения являются:
1) парезы круговой мышцы губ и мышц
лицевой мускулатуры, характеризующиеся вялостью сосательных рефлексов новорожденного
или полным отказом от грудного вскармливания; употреблением преимущественно
жидкой пищи и отказом от твердых продуктов, прием которых требует активной
работы жевательных мышц; затруднением вытягивания губ вперед, растягивания их в
стороны и т.д.;
2) парезы мышц языка, проявляющиеся в недостаточной
точности, ограничениях и быстрой
истощаемости его движений вверх, вниз, в стороны; из-за постоянно меняющегося
мышечного тонуса (не поддающегося контролю со стороны ребенка) в состоянии
покоя наблюдаются колебательные, волнообразные движения поверхности языка;
из-за парезов боковых его мышц дети не могут удержать язык в высунутом
положении ровно по центру (наблюдаются отклонения в правую или левую стороны);
в процессе активной речевой нагрузки отмечается повышенное выделение слюны и
т.д.;
3) в более сложных случаях становится
паретичным и мягкое небо, что
влечет за собой появление дополнительного носового оттенка в речи (гнусавость);
4) из-за пареза голосовых связок страдают
качественные характеристики голоса: он становится хриплым, напряженным или же,
наоборот, очень тихим, слабым.
5) из-за артикуляционной апраксии (отсутствия
целенаправленных движений органов артикуляционного аппарата) дети, верно
произнося звуки речи в изолированном положении, пропускают их или заменяют
более простыми по артикуляции в слогах, словах и фразовой речи;
6) отмечаются более или менее выраженные
нарушения как общей, так и тонкой моторики: дети в целом неуклюжи, с трудом
овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровкой обуви, испытывают трудности
в процессе изобразительной деятельности и письма и т.д.
Иногда дизартрия проявляется
в тяжелой степени выраженности, когда из-за полного паралича артикуляционных мышц устная речь у
ребенка не развивается вовсе. Такое состояние речевой функции обозначается как
анартрия. Анартрик способен лишь к определенным голосовым реакциям, отдаленно
напоминающим звуки, человеческой речи, а также к передаче голосом, хотя и
приблизительно, общего ритма слова или фразы. При этом выражен носовой
(гнусавый) оттенок голоса.
Дети-дизартрики имеют,
как правило, сохранный интеллект, нарушение умственной работоспособности
развивается как вторичный дефект при педагогической запущенности вследствие
отсутствия речи. При медикаментозном лечении, своевременном и правильном обучении,
дети, страдающие дизартрией, могут научиться читать, писать и достаточно
успешно обучаться в школе.
Естественно, что преодоление
дизартрических расстройств, возможно только при применении комплексного подхода,
который предполагает сочетание разных видов терапевтического воздействия:
1) прием лекарственных препаратов, улучшающих
деятельность головного мозга и восстанавливающих иннервацию органов речи;
2) общий массаж и логопедический массаж
мышц органов артикуляционного аппарата, нормализующий общий тонус; лечебная
физкультура;
3) лечение сопутствующих заболеваний;
4) логопедическая работа по развитию и
исправлению речи.
Чрезвычайно большая роль
принадлежит и родителям. Трудно переоценить тот вклад, который они вносят своим
терпением, аккуратностью и точностью выполнения рекомендаций специалистов. Родители
должны знать, для чего даются те или иные рекомендации, понимать их смысл и
представлять себе ожидаемые результаты.
|