Пятница
17.05.2024
07:04
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Диагностико-консультативный центр БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
статьи для родителей Г.А. Гаязовой [1]
статьи для родителей Е.Р. Мустаевой [2]
статьи для родителей Р.И. Туктаровой [1]
статьи для родителей А.Ф. Сайтханова [1]
статьи для родителей В.Я. Сайтхановой [0]
статьи для родителей Л.Ф. Фатиховой [4]

Поиск

Главная » Статьи » Статьи для родителей » статьи для родителей А.Ф. Сайтханова

Организация пространства и времени для детей с особыми потребностями

Организация пространства и времени для детей с особыми потребностями

Уважаемые родители!

         Вам довелось воспитывать ребёнка с особенностями развития. Для него очень важны регулярные занятия со специалистами. Но всё же большую часть времени он проводит с Вами, поэтому то, как организована его жизнь дома, приобретает особую важность.

         Всякому ребёнку нужны определенные условия, чтобы освоиться в этой жизни и почувствовать себя дома на земле. Если же ребёнок развивается необычно, слишком медленно или негармонично, то условия, в которых он живёт, играют особую, даже терапевтическую роль. Мир, в котором живет человек, включает в себя пространство и время. Поэтому мы можем говорить об организации пространства (среды) и времени.

Организация пространства

         Ребёнок должен иметь своё собственное место в доме, неважно, комнату или уголок в общей комнате, но это должно быть его место, его кровать, игрушки, его место для занятий. Если у ребёнка проблемы аутистического характера, желательно, чтобы кровать имела полог, штору или ширму, создающую частичную отгороженность. Ребёнок имеет право на одиночество, на свой собственный мир. Если он живет в отдельной комнате, это ничего не меняет, любая комната – это слишком большое пространство для ребёнка. Он «теряется» в нём и должен иметь возможность время от времени прятаться в «норку». Полог и обои должны быть мягких приятных тонов, желательно, без набивного рисунка. Попробуйте предложить ребёнку самому выбрать цвет из образцов.

Игрушки, книжки, предметы для занятий – всё должно иметь свое место, причем место для занятий должно быть устроено отдельно от места для игр. Когда ребёнок подходит (или его подводят) к ящику с игрушками, к полке с книгами, к столику для занятий, это служит сигналом к определённым действиям и помогают ему лучше осмыслить происходящее: сейчас будем играть или заниматься и т.д. Собственное рабочее место ещё важно и потому, что во время рисования, лепки и других занятий ребёнок может «разводить грязь». Это часто является препятствием к свободным занятиям ребёнка дома. В своём же, оборудованном уголке, это не так страшно.

Место для занятий должно включать в себя столик или парту. Это может быть даже табуретка или ящик, подходящий по росту ребёнка. Стул должен быть такой высоты, чтобы ноги ребёнка свободно доставали до пола, и он не сгибался бы над столом. Для занятий необходимо иметь краски и толстые кисточки, пластилин или глину, картон и бумагу, толстые карандаши, цветные мелки (восковые), фломастеры (маркеры), 2-3 книжки с крупными картинками, лото, кубики, геометрические вкладыши, пирамидку, специальные нож и ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу, старые газеты и журналы. Хорошо бы завести полочку или уголок для украшений, картин, календаря с картинками и предметами, связанных со временем года. Посоветуйтесь со специалистами (педагогами) каким образом и когда нужно пополнять учебный дидактический материал.

Ребёнка нужно воспитывать в уважении к своему уголку, в аккуратном и бережном отношении к игрушкам, предметам, рисункам, поделкам, которые нельзя ломать или портить. Он должен обязательно участвовать в уборке своих игрушек и вещей (самостоятельно или совместно со взрослым) или хотя бы наблюдать за тем, как это делают другие.

Не рекомендуется часто переставлять мебель в квартире и вообще часто менять обстановку, особенно в отсутствии ребенка – это может дезориентировать ребёнка. Хорошо, если за обеденным столом и в других помещениях у ребёнка есть своё постоянное место.

Организация времени

Мир времени переживается нами как ряд событий, повторяющихся через определенные промежутки времени, или ритмы. Они бывают большими и малыми и продолжаются всю жизнь. От ритмичных сокращений сердца до восхода и захода солнца и фаз луны – все вплетено в сложнейший и исключительно важный для жизнедеятельности мир времени. Все дети, особенно дети с  нарушениями развития, должны жить в гармонии с природой. Весь день ребёнка должен быть выстроен сознательно и ритмично.

Для здоровья важно принимать пищу в одно и то же время, ложиться спать и вставать в одно и то же время и т.д. Время для занятий и игр также должно быть четко обозначено в ходе дня. Это должны быть одни и те же часы, определенные дни недели, например: понедельник, среда, пятница с 11.00. до 12.00. – занятия дома; вторник, четверг – занятия в реабилитационном центре (детском саде, школе или другом заведении); в субботу – уборка; воскресенье – выходной. Во время занятий, игры, отдыха, еды стимулируются различные функции организма. Для психики, мозга, моторной деятельности также важно работать ритмично, как и для желудка и кишечника.

Для детей с особенностями в развитии «обязанность, необходимость, полезность и вредность» часто являются слишком сложными понятиями, если они выражены словами. Поэтому очень большой помощью в воспитании и обучении оказывается соединение слов с какими-либо другими восприятиями или действиями, связанными с этими словами. Например: Вы говорите ребёнку: «А сейчас мы будем заниматься» и звоните в колокольчик. Звук колокольчика соединяется в сознании ребёнка со словом «заниматься», и ему легче осознать происходящее и освоиться в мире (и вспомнить).

 Очень полезно пользоваться цветом и звуком для объяснения таких сложных понятий как дни недели, месяцы, времена года. Например: в детском «красном уголке» ставить карточки определенных цветов, на которых написаны названия дней недели и класть большой кусок цветной ткани или бумаги для определенного времени года. Для музыкального родителя возможно пропевать или проигрывать определенный музыкальный тон или короткую мелодию для каждого дня недели или месяца. Все это служит календарём для ребёнка. Покупные календари не всегда соответствуют необходимым требованиям, кроме того, изготавливая календарь для своего сына или дочери (а лучше вместе с ним или с ней), Вы можете пережить ещё большую близость со своим ребёнком и радость от общения с ним.

Можно пользоваться также вкусовыми восприятиями. Это не только «ритуальная еда» как куличи, блины. Можно есть определенную еду в определенные дни недели. Например, в нашей стране до сих пор сохранились отголоски такого обычая как «Четверг – рыбный день», в странах с более сильными и древними традициями это выполняется строго. Интересно и полезно также заниматься определенным видом деятельности в определенные дни, например, в понедельник печь пирожки, во вторник рисовать красками и т.д.

Всё вышеописанное может стать частью «ритуализации» жизни ребенка, когда одно и то же действие соединяется с одним или несколькими необязательными действиями, связанными с первым (например, песенка или стишок перед едой, перед отходом ко сну и др.). Желательно, чтобы жизнь ребенка была ритуализирована вокруг приема пищи, сна, занятий. Часто именно ритуал помогает ребенку избавиться от дурных привычек и страха перед едой, сном, выполнением необходимых бытовых действий. Кстати, есть ребенок должен за общим столом вместе с другими членами семьи. Ребенок – великий подражатель, и именно наблюдение за тем, как едят другие люди, как умываются, одеваются, убирают вещи и т.д. помогает больше, чем самые изощренные педагогические приёмы.

Категория: статьи для родителей А.Ф. Сайтханова | Добавил: dkclovz (16.11.2010)
Просмотров: 1035 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz