jПсихокоррекционная программа включает следующие составляющие:
1. Пояснительная записка, в которой
отражается актуальность данной программы для образования, реабилитации или др.,
на какую категорию детей или подростков рассчитана, в каких условиях будет
реализовываться, сроки, в течение которых будет реализоваться программа,
частота занятий и т.д.
2. Цель
– формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности
и на формирование каких функций или процессов направлено коррекционное
воздействие, какого результата планирует достичь педагог-психолог.
3. Задачи
– частные цели, формулируются в соответствии с основной целью. При этом
могут быть объединены в три группы задач:
- коррекционно-развивающие – направлены непосредственно
на устранение недостатков и развитие психических процессов и функций;
- коррекционно-образовательные – предполагают
формирование знаний, расширение кругозора;
- коррекционно-воспитательные – направлены на
формирование личностных качеств.
3. Вид
коррекционной программы и обоснование выбора данного вида для решения задач
психокоррекционного воздействия (симптоматическая, каузальная, директивная,
недирективная и т.п.).
4. Основная
психотерапевтическая концепция (концепции) в рамках которой осуществляется
коррекция (гуманистическиориентированная, бихевиоральноориентированная, в
рамках психоаналитической концепции, деятельностного подхода отечественной
психологии и т.п.).
5. Принципы
психолого-педагогической коррекции – представляют собой законы (правила), с
учетом которых строится коррекционное воздействие. При формулировке принципов
используются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической
науке (концепции, теории, положения).
6. Направления
(блоки) коррекционного воздействия – здесь указывается, на какие
психические функции, процессы или виды деятельности клиента направленно
коррекционное воздействие (обычно 2-4 направления).
7. Этапы
психолого-педагогической коррекции – отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно
законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.
8. Методы
и приемы коррекции (психокоррекционные техники) – способы воздействия,
которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании
той или иной особенности психики.
9. Средства
воздействия – технические (компьютерные), информационные, вспомогательные,
демонстрационно-иллюстративные и т.п. Например, какой дидактический материал
будет использоваться (объемные предметов, наглядный и раздаточный материал и
т.п.).
10. Содержание
психолого-педагогической коррекции – данная часть программы предполагает
планирование занятий (дата, цели и задачи занятий, требуемое оборудование.
Примером
формы такого планирования может быть следующая:
Планирование
психокоррекционных занятий
Примером
формы такого планирования может быть следующая:
№
занятия
|
Дата
проведения
|
Тема
занятия
|
Цель
занятия
|
Примерные
упражнения
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|