Конспект группового
занятия составляется в соответствии с психокоррекционной программой и по
оформлению может быть развернутым и схематичным.
Развернутый
план-конспект включает следующие компоненты:
№ занятия
Дата проведения занятия
Тема занятия
Цель занятия
Задачи
(коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные,
диагностические)
Оборудование
Ход занятия.
Занятие состоит из этапов, что
отражается в конспекте:
а) Организационный момент (может быть
проведен в виде разминки) – направлен на организацию детей, подравнивание их
эмоционального состояния для того, чтобы они смогли работать в группе.
б) Вводная
часть – целью данного этапа является мотивация участников занятия к
выполнению задач, поставленных педагогом-психологом, знакомство с целью и
задачами занятия. В связи с этим
основная задача данного этапа занятия – вызвать интерес детей или подростков к
материалу данного занятия.
в) Основная
часть – проводится в соответствии с поставленными целью и задачами коррекционно-развивающего
воздействия и предполагает отработку формирование определенных знаний, умений и
навыков, развитие каких либо качеств и т.п. Основная часть включает задания,
упражнения, игры, содержание которых направлено на реализацию задач занятия.
Количество заданий, упражнений и игр зависит от их трудности, возраста детей,
их возможности, длительности занятия и др.
г) Заключительная
часть – является обобщающей, предполагает формулирование выводов о проведенному
занятию, контроль (самоконтроль), оценку (самооценку) участников занятия,
включение рефлексии (самоанализа). В связи с этим в заключительной части
предусматриваются вопросы задания,
наплавленные на обобщение материала.
Данная структура
не является обязательной и может варьироваться в зависимости от цеди и задач
занятия.
Кроме того,
развернутый план конспект предполагает полное отражение инструкций, которые
дает педагог-психолог участникам занятия, ответы, и уровень выполнения
последними учебных заданий, возможные ошибки и трудности участников занятия и
способы помощи в их коррекции, предъявляемые педагогом психологом. При
разработке способов помощи психологу следует опираться на учение Л.С. Выготского
об уровне актуального и зоне ближайшего развития ребенка и, в соответствии с
этим предлагать такие виды помощи как:
1. Стимулирующая помощь –
используется в условиях низкого познавательного интереса ребенка, недостаточной
произвольности поведения при выполнении учебного задания, сниженной
способностью удерживать цель и организовывать свою деятельность. Данный вид
помощи используется также при коррекции неверно выполненного задания вследствие
некритичного отношения обучаемого к результатам своей деятельности.
Педагог-психолог указывает ребенку на наличие ошибки и необходимость проверить
правильность решения (например: «Неправильно, подумай еще»).
2. Направляющая помощь –
предъявляется в связи с несовершенством владения средствами и способами
деятельности ребенка, сниженной способности планировать последовательность
выполняемых действий. В этом случае психолог может организовать деятельность
ребенка посредством указаний, вопросов, предложения плана, отражающих порядок
выполнения работы или способствующих определению ребенком стратегии действия.
3. Обучающая помощь – применяется в
ситуациях, когда предыдущие виды помощи не оказались достаточными для
продуктивного выполнения ребенком учебного задания. Данный вид помощи может
предъявляться в виде показа педагогом образца действия.
Краткий
(схематичный) план конспекта оформляется следующим образом:
1. Тема занятия: Страна «Вежливость»
2. Дата проведения занятия: 21.11.2010
3. Цель занятия
Время
|
Наименование
заданий
|
Оборудование
|
9.30-9.02
|
Разминка «Давайте познакомимся»
|
мячик
|
9.02-9.07
|
Упражнение «Знаток вежливости»
|
-
|
9.07-9.15
|
|
|
…
|
|
|
|